Разрекламированный и многократно награжденный роман «Американха» за авторством нигерийского прозаика со сложным и красивым именем Чимаманды Нгози Адичи — обманывает. Под видом романа о расовых различиях, нам преподнесли любовную историю. Но историю завораживающую своею красотой… Книга, написанная нигерийкой о жизни нигерийцев в США и на родине – что может быть экзотичнее для нас, запертых в холодной российской зиме?
Кто такая Американха?
Повествование перетекает из страны в страну и из настоящего в прошлое, а потом снова в настоящее. Молодые нигерийцы – женщины и мужчины – растут в сложных условиях своей страны, разлетаются по всему миру, а потом снова стекаются в родные края; в основном потому что жизнь за пределами дома их не приняла, или же они ее сами не приняли.
В центре романа – взаимоотношения молодой пары: Ифемелу и Обинзе. В начале истории они предельно современны – ровно также современны, как наши подростки, которые уверены, что только там, за границей, они могут обрести богатство и счастье. Они ведут блоги, ищут деньги, встречаются и расстаются, изменяют и влюбляются. Ифемелу – страстная, переменчивая, импульсивная, отправляется в Америку, чтобы там учиться и становиться настоящей американкой — или «Американха», как ее называют друзья в редких звонках с родины. В этом титуле, вынесенном в название книги, вся суть отношения к «переехавшему», тому, кто смог закрепиться на чужой земле, а значит, освоиться и, конечно же, разбогатеть. Обинзе мечтает немного о другом – для него важно приобщиться к культуре иного, «первого», мира, постичь ее. Школьником, он упивается книгами американских авторов, изучает их жизнь по литературе.
Жизнь крепко треплет героев. Отправившись в США красавица Ифемелу не может найти там работы, чтобы оплатить свое обучение; ей приходится согласиться на непристойное предложение, чтобы выплатить кредиты, и только пройдя сквозь такое испытание, которое практически ломает воспитанную в приличиях и гордости негритянку, она начинает устраивать свою жизнь, становится словно настоящая американха.
Расовый вопрос в романах Адичи
Вы заметили, как резануло по глазам это «негритянка»? Самой интересной частью книги кажется как раз противопоставление «американских черных» и «неамериканских черных». Первые – потомки рабов, люди, исторически впитавшие в себя борьбу с притеснением. Для нас, жителей страны, где никогда не признавалось расовых различий, где они имеют едва ли биологическое, и уж конечно не этическое значение, описания жизни американских черных выглядят удивительно. Право слово, я с непониманием прочитывала строки о возмущении афроамериканцев отношением к ним, пока не наткнулась на интересный пассаж из блога главной героини, посты откуда составляют значительную часть романа:
«Привилегия белых? Чепуха. Какие такие у меня привилегии? Я вырос, бля, нищим в Западной Вирджинии. Я вахлак с Аппалачей. У меня семья на пособии по безработице». Все так. Но привилегия — она всегда относительно чего-то. Вообразите теперь кого-нибудь наподобие этого парня, такого же нищего и в такой же жопе, и перекрасьте его в черный. Если и того и другого, скажем, поймают с наркотиками, белого парня с большей вероятностью отправят лечиться, а черного — в тюрьму. Всё один к одному — кроме расы. Проверьте статистику. Вахлак с Аппалачей — в жопе, и это не круто, но будь он черным — жопа оказалась бы поглубже. А еще он сказал профессору Крепышу: «Чего мы вообще разговариваем о расе? Нельзя разве быть просто людьми?»
И профессор Крепыш ответил: «Именно в этом и состоит привилегия белых — вы можете так говорить. Для вас расовый вопрос, вообще-то, не существует, потому что он для вас никогда не был преградой. У черных все иначе. Черному на улице Нью-Йорка не хочется думать о расовых вопросах, когда он едет на своем «мерседесе» без превышения скорости, — пока полицейский не прижмет его к обочине. У вахлака с Аппалачей нет классовых льгот, зато расовые есть будь здоров какие». Что скажете? Взвесьте это, читатели, и поделитесь собственным опытом, особенно если вы нечерный.
Значение цвета кожи
«Черная неамериканка» Ифемелу говорит о себе, что осознала себя – черной, только вступив на землю Америки. В Нигерии ее раса не имеет значения. Да, к белому человеку там больше уважения, как к иностранцу в бывшей колониальной стране, но это уважение вовсе не означает притеснения к черному. Ровно также мы с большим доверием отнесемся к «настоящему англичанину» здесь, у нас – несмотря на то, что опытом пребывания под пятой колониализма мы вроде бы не были обогащены. Человек из другого мира, это же всегда интересно.
Но в США все не так – и нам это различие передается через взгляд Ифемелу, возможно, как альтер-эго автора. Она шокирована, разочарована, а затем, очарована тем, как тонко чувствуют черные американцы свое притеснение. Вот она рассказывает о своем друге:
«Когда мы только познакомились, он рассказал мне, как хотел себе сплошных «А» в старших классах, потому что белая преподавательница сказала ему, дескать, «нацеливаться на баскетбольную стипендию, поскольку черные тяготеют к физическому, а белые — к интеллектуальному, это не хорошо и не плохо, просто по-разному» (та учительница оканчивала Коламбию, на всякий случай). И он четыре года потратил на то, чтобы доказать, как сильно она заблуждалась. Я с этим отождествиться не могу: преуспевать, чтобы доказать. Но тогда я тоже огорчилась».
Беги, Ифемелу, беги!
Столкнувшись с этим расовым вопросом Ифемелу все больше понимает, что ей в США не место. Ее «богатый белый парень» любит ее, но словно диковинную зверушку, экзотическую птицу, символ эпатажа для семьи. Ее «черный американский парень» любит ее, но ожидает от нее такого же отношения к расизму и такой же борьбы, как та, что ведет он. Она же – нигерийка. Нечто иное, свободное, непривыкшее к рамкам, налагаемым классовым обществом. Ее блог «Разнообразные наблюдения черной неамериканки за черными американцами (прежде известными как негры)» становится ее отдушиной, кафедрой и средством заработка. Первый шаг ее протеста – отказ перенимать американский акцент и сохранение своего, специфического, нигерийского английского, который все время выдает ее инаковость, — логично приводит к последнему: возвращению на родину. В то место, где она перестает быть «черной», а наоборот, становится привилегированным классом — ведь она не местная беднота, а «американха».
В то же время Обинзе, ее возлюбленный, который, несмотря на расставание, все равно постоянно остается в ее мыслях, проходит свои круги ада. Мучительные попытки легализоваться в Англии заканчиваются позорной депортацией, которую он, благородный и воспитанный, переносит очень тяжело. Но в Нигерии его ждет новое начало – он умудряется сделать карьеру, связаться с нужным бизнесом и разбогатеть.
Типичный финал любовного романа
Разбогатеть… разве не это – мечта каждого жителя «третьего мира»? Разве не это вковывали в нас в «бурные 90-е»? Разбогатеть, обеспечить себя и детей, помочь родне или отшить их, потому что «можешь», а потом одаривать с барским видом. Разбогатеть, отдать ребенка в иностранный детский сад, оплатить образование за рубежом и отмазывать от аварий, в которые он попадает на папашиной машине. Разбогатеть, летать по миру, иметь идеальный дом и встречаться на светских раутах с такими же как ты?
Все это есть у Обинзе, есть и дочка, и красавица жена, и все возможности – но нет любви, и его мятущаяся душа философа сворачивается от серости богатых будней.
И вот тут роман превращается в фантастический и любовный – в историю о любви, которая идет через года, не замарываясь в грязи, предательствах и обидах, в историю о благородстве, понимании и прощении. А ведь так хорошо все начиналось-о.
Вердикт
Прочитать – советую. В этом небольшом отзыве на роман «Американха» Чимаманды Нгози Адичи, я рассказала только о истории главных героев. А там еще много любопытного, очень знакомого нам всем, хотя и прикрытого другим цветом кожи. Тут тебе и бедный завистливый Эменике, все школьные годы подлизывавшихся к путешествующим по свету богатеям, а потом, умудрившись жениться на англичанке, задравший нос перед прежними друзьями. Тут и история Уджу, любовницы богатого Генерала, едва успевшей бежать из страны, когда он погиб, а ее статус разбился в мелкую пыль в одночасье. Тут и подруга главной героини Раньинудо, выбирающая между обеспечивающим ее любовником и ребячливым старым другом. И родители героев – уничтоженный чувством собственного достоинства отец Ифемелу, ее мать – мечущаяся в поисках веры, и мать Обинзе – благородная, образованная и от этого ужасно трагичная в мире, скатывающемся в пучину безвластия и нищеты.
Истории книги «Американха» переплетаются, создавая картину, естественную для каждой страны, погрузившейся в хаос междувластия. И не верится, что «истинная любовь» в таких условиях сможет найти путь к счастью – хотя очень хочется верить.