Везет тем, кто получает легальную лицензию на работу. Традиционные таксопарки в этом отношении могут конкурировать с онлайн-службами, а вот «серые» таксующие граждане выражают активное неприятие онлайн конкурентов.
Впрочем, Берлин и Гонконг ограничивают количество разрешений на работу такси и демонстрируют низкий уровень удовлетворенности горожан электронными сервисами. Ограничение количества лицензий приводит к росту нерегулируемого «серого» рынка, где контроль качества машин и работы водителей не ведется. Более того, из-за невысокой конкуренции таксистам легального сегмента неинтересно стараться повышать уровень сервиса: заработок есть в любом случае.
А теперь рассмотрим, какие онлайн сервисы заполонили «умные» города.
Сан-Паулу
Uber изменил рынок такси в Сан-Паулу: несмотря на то, что в городе действует только 37 тыс. лицензий на деятельность такси, компания собрала на своей платформе 150 тыс. водителей. Еще одна электронная платформа, EasyTaxi, работает с водителями обычного такси. В компании заявляют, что водители могут заработать на 30–40% больше, работая на 30–40% меньше.
Все водители Uber должны пройти 16-часовой курс онлайн-обучения, аналогичный курсам для водителей традиционного такси. Темы - официальная регистрация, форма одежды и другие вопросы. Группа примерно из ста человек выполняет в Сан-Паулу и его окрестностях выборочные проверки на предмет соблюдения всех требований компании.
Чтобы устранить некоторое напряжение, возникшее между водителями традиционного такси и сервиса Uber, разрабатывается специальное приложение SPTaxi. Это приложение призвано дать обычным городским таксистам возможности, предоставляемые водителям Uber, в том числе доступ к геоданным, механизму оценки стоимости поездки и системе скидок.
Москва
Стандарты такси в Москве одинаковы для всех поставщиков услуг независимо от платформы заказа сервиса онлайн-такси. Они устанавливают требования к возрасту, цвету и техническому состоянию автомобиля, а также стажу водителя. Можно использовать электронные сервисы вызова такси, правила для всех водителей одинаковы.
В таких условиях количество заказов такси через мобильные приложения выросло до 85%. В Москве выдано самое большое в мире количество разрешений на работу таксистом: в то же время доля легальных таксистов в Москве составляет 80%.
Несколько фактов о московской сфере такси:
- Когда агрегаторы такси только вышли на рынок, среднее время ожидания машины сократилось примерно с 30 минут в 2011 г. до 4–5 минут в 2017 г.
- После того как агрегаторы завоевали рынок, количество поездок выросло на 30%.
- Средняя стоимость поездки снизилась с 700 руб. в 2014 г. до 460 руб. (8 долл. США) в 2016 г.: это примерно 1% от среднего уровня зарплаты в выборке, или 0,5% от средней зарплаты в Москве.
- В настоящее время ежегодно совершается 212 млн поездок на такси: примерно 3,5% от поездок на всех видах транспорта.
Сингапур
С момента выхода компаний Uber и Grab на рынок Сингапура общее количество лицензированных такси сократилось с 29 тыс. в 2014 г. до 25 тыс. в 2017 г. По данным на 2017 г., в компании ComfortDelGro, крупнейшем игроке отрасли, простаивало 10 % машин. В 2014 г. эта же цифра составляла менее 3%.
В то же время количество арендованных частных автомобилей с 2013 г. утроилось, достигнув 63 259, а в службах онлайн-такси, согласно оценкам, работают 50 тыс. автомобилей.
В 1998 г. правительство Сингапура отменило законодательное регулирование тарифов на поездки такси, а с 2003 г. на рынок страны допускаются новые компании. В 2014 г. были приняты нормативные акты, регулирующие деятельность сторонних служб заказа такси: через электронные сервисы можно заказать только лицензированное такси, а информация о тарифах должна сообщаться пассажирам до начала поездки. Кроме того, согласно этим нормам, все жалобы и запросы пассажиров должны собираться и обрабатываться компанией, предоставляющей услугу.
По счетчику
Что в итоге? Современные таксисты стали продвинутыми. У них появился выбор: жить по-старинке, испытывая на себе все риски и увеличивая армию недовольных клиентов, или пойти по пути наименьшего сопротивления: отдаться полностью искусственному разуму, который самостоятельно выбирает от клиента до пути следования.
Бывают ли здесь «накладки»? Случается ли бунт водителей против машин, оснащенных искусственным всеохватывающим мозгом? Безусловно. Потому что как бы ни был продуман путь «шашечек», но работать приходится с людьми. А это всегда риск и непредсказуемость.
И все же онлайн-приложения такси устойчиво завоевывают рынок. Потому что все остальное, кроме общения с клиентом, искусственный интеллект берет на себя.
Ирина Борисова, автор блога АйТи
Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!
Статья подготовлена с использованием материалов https://www.mckinsey.com/