Найти тему
АйТи блог

Умное такси в умном городе: кто везет и кому везет?

Оглавление

Везет тем, кто получает легальную лицензию на работу. Традиционные таксопарки в этом отношении могут конкурировать с онлайн-службами, а вот «серые» таксующие граждане выражают активное неприятие онлайн конкурентов.

Впрочем, Берлин и Гонконг ограничивают количество разрешений на работу такси и демонстрируют низкий уровень удовлетворенности горожан электронными сервисами. Ограничение количества лицензий приводит к росту нерегулируемого «серого» рынка, где контроль качества машин и работы водителей не ведется. Более того, из-за невысокой конкуренции таксистам легального сегмента неинтересно стараться повышать уровень сервиса: заработок есть в любом случае.

А теперь рассмотрим, какие онлайн сервисы заполонили «умные» города.

Сан-Паулу

Uber изменил рынок такси в Сан-Паулу: несмотря на то, что в городе действует только 37 тыс. лицензий на деятельность такси, компания собрала на своей платформе 150 тыс. водителей. Еще одна электронная платформа, EasyTaxi, работает с водителями обычного такси. В компании заявляют, что водители могут заработать на 30–40% больше, работая на 30–40% меньше.

Все водители Uber должны пройти 16-часовой курс онлайн-обучения, аналогичный курсам для водителей традиционного такси. Темы - официальная регистрация, форма одежды и другие вопросы. Группа примерно из ста человек выполняет в Сан-Паулу и его окрестностях выборочные проверки на предмет соблюдения всех требований компании.

Чтобы устранить некоторое напряжение, возникшее между водителями традиционного такси и сервиса Uber, разрабатывается специальное приложение SPTaxi. Это приложение призвано дать обычным городским таксистам возможности, предоставляемые водителям Uber, в том числе доступ к геоданным, механизму оценки стоимости поездки и системе скидок.

Москва

Стандарты такси в Москве одинаковы для всех поставщиков услуг независимо от платформы заказа сервиса онлайн-такси. Они устанавливают требования к возрасту, цвету и техническому состоянию автомобиля, а также стажу водителя. Можно использовать электронные сервисы вызова такси, правила для всех водителей одинаковы.

-2

В таких условиях количество заказов такси через мобильные приложения выросло до 85%. В Москве выдано самое большое в мире количество разрешений на работу таксистом: в то же время доля легальных таксистов в Москве составляет 80%.

Несколько фактов о московской сфере такси:

  • Когда агрегаторы такси только вышли на рынок, среднее время ожидания машины сократилось примерно с 30 минут в 2011 г. до 4–5 минут в 2017 г.
  • После того как агрегаторы завоевали рынок, количество поездок выросло на 30%.
  • Средняя стоимость поездки снизилась с 700 руб. в 2014 г. до 460 руб. (8 долл. США) в 2016 г.: это примерно 1% от среднего уровня зарплаты в выборке, или 0,5% от средней зарплаты в Москве.
  • В настоящее время ежегодно совершается 212 млн поездок на такси: примерно 3,5% от поездок на всех видах транспорта.

Сингапур

С момента выхода компаний Uber и Grab на рынок Сингапура общее количество лицензированных такси сократилось с 29 тыс. в 2014 г. до 25 тыс. в 2017 г. По данным на 2017 г., в компании ComfortDelGro, крупнейшем игроке отрасли, простаивало 10 % машин. В 2014 г. эта же цифра составляла менее 3%.

В то же время количество арендованных частных автомобилей с 2013 г. утроилось, достигнув 63 259, а в службах онлайн-такси, согласно оценкам, работают 50 тыс. автомобилей.

В 1998 г. правительство Сингапура отменило законодательное регулирование тарифов на поездки такси, а с 2003 г. на рынок страны допускаются новые компании. В 2014 г. были приняты нормативные акты, регулирующие деятельность сторонних служб заказа такси: через электронные сервисы можно заказать только лицензированное такси, а информация о тарифах должна сообщаться пассажирам до начала поездки. Кроме того, согласно этим нормам, все жалобы и запросы пассажиров должны собираться и обрабатываться компанией, предоставляющей услугу.

По счетчику

Что в итоге? Современные таксисты стали продвинутыми. У них появился выбор: жить по-старинке, испытывая на себе все риски и увеличивая армию недовольных клиентов, или пойти по пути наименьшего сопротивления: отдаться полностью искусственному разуму, который самостоятельно выбирает от клиента до пути следования.

-3

Бывают ли здесь «накладки»? Случается ли бунт водителей против машин, оснащенных искусственным всеохватывающим мозгом? Безусловно. Потому что как бы ни был продуман путь «шашечек», но работать приходится с людьми. А это всегда риск и непредсказуемость.

И все же онлайн-приложения такси устойчиво завоевывают рынок. Потому что все остальное, кроме общения с клиентом, искусственный интеллект берет на себя.

Ирина Борисова, автор блога АйТи

Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!

Статья подготовлена с использованием материалов https://www.mckinsey.com/