45 подписчиков

Анатолий Гришук: «Американцы нам аплодировали стоя»

Заслуженный тренер Беларуси по боксу вспомнил о ярких эпизодах карьеры наставника Серия пенальти… в боксе Анатолий Владимирович уже более 10 лет назад оставил пост главного тренера нацио­нальной...

Заслуженный тренер Беларуси по боксу вспомнил о ярких эпизодах карьеры наставника

Серия пенальти… в боксе

Анатолий Владимирович уже более 10 лет назад оставил пост главного тренера нацио­нальной сборной. Но не пропускает соревнования по боксу, которые проводят в Минске. Он по-прежнему переживает за родной вид спорта.

— С нетерпением жду боксерского турнира на II Европейских играх. На недавних международных соревнованиях памяти Виктора Ливенцева мне очень понравились уровень бойцов и качество бокса. Довольно много было перспективных белорусов. Порадовался и за организацию такого масштабного мероприятия: всё устроили на высшем уровне.

— Нравится ли вам современный бокс?

— Вполне. Руководство Международной федерации предложило снять шлемы с боксеров. И сделало правильно. Каждый спорт­смен должен надеяться на свою реакцию, не рассчитывая, что его спасет экипировка. Кроме того, шлемы не спасали от травм и ударов. Ведь спортсмены использовали не личные, а те, что выдавали на соревнованиях. Там на всех предусмотрены 2-3 штуки. Они потные, мокрые, растянутые. У каждого должен быть индивидуальный шлем, подобранный по форме и размеру головы, чтобы действительно защищал. А попробуй закупи для каждого возраста. Знаю, что Меж­дународная федерация бокса проводила статистический анализ и вычислила, что со шлемами было больше травм, чем без них. Еще изменение в правилах тоже напрашивалось — вернуть формулу боя 3 раунда по 3 минуты вместо 4 по 2.

— Зрители приходят увидеть нокауты, нокдауны. Но их в последнее время стало меньше…

— Ответ прост: уровень спортсменов во всем мире подравнялся. Когда сражаются два хорошо подготовленных бойца, редко случаются досрочные победы. Это не минус. Кто понимает бокс, видит, как атлеты работают в защите, проводят контратаки, комбинации, отвлекающие действия. Раньше слышал истории, когда парни за день до поединков весело проводили время, нарушали режим. Пожалуй, сейчас нет такого. Бокс хуже не стал. Не нужно придумывать что-то новое. Хотя бойцы шутят: при равенстве очков нужно вводить серию пенальти.

В буфет на руках

— Самые яркие воспоминания из тренерской карьеры?

— Успешное выступление в Афинах в 2004 году, когда серебряными призерами стали Виктор Зуев и Магомед Арипгаджиев. У обоих на Играх был звездный час. Не повезло Сереже Быковскому. Он выиграл 3 боя, но на пьедестал не попал. А все потому, что грекам разрешили заявить сверх нормы еще и своего спортсмена. Это означало, что двое участников турнира должны провести поединок до начала основной стадии. Потом аналогичная ситуация произошла с ним на чемпионате мира. Вот такой Сергей невезучий. Но боксер прекрасный. Добавлю: соревнования на Олимпиаде обладают особой энергетикой. На чемпионатах мира бывают незаполненные трибуны, а на Играх не припомню такого. Если опоздал к началу, можешь и вовсе не попасть в зал.

— Помню, в 2005-м на командном Кубке мира наши выиграли у сборной США. Это была сенсация?

— Еще бы! Но эта история получила продолжение. Соперники решили взять реванш и пригласили нас в Майами на матчевую встречу. Очень душевно все организовали. Потом перешли к поединкам. Счет после 10 поединков был равный — 5:5. В соперниках нашего супертяжеловеса Михаила Шейбака оказался настоящий гладиатор. Честно, жаль было выпускать Михаила против такой машины. Я даже отворачивался, когда американец наносил удары по нашему бойцу. Первый раунд Шейбак продержался молодцом. В перерыве похвалил его и дал совет: когда соперник будет проводить атаку в голову, уклоняйся и бей встречным в район солнечного сплетения. Подопечный идеально выполнил установку. Соперник упал, ему отсчитали нокдаун, он смог продолжить бой, но недолго. Шейбак его в следующей атаке добил. Нам местные аплодировали стоя, а потом подхватили на руки и понесли угощать в ближайший буфет.

— Говорят, в спорткомплексе «Стайки» на площадке, где занимаются боксеры, некоторые тренажеры — ваша идея. Можно поподробнее?

— Трехкратный олимпийский чемпион из Венгрии Ласло Папп уже будучи главным тренером сборной этой страны пригласил к себе в загородный дом. Помимо всех благ цивилизации там была оборудованная площадка. Среди тренажеров заметил кувалду и поленья. Он показал, как с ними упражняться. Главное — во время удара сжимать кисть. Если как следует не сожмешь, рукояткой можно треснуть себя по бороде или животу. То же самое происходит во время удара боксера. Когда выбрасываешь руку, она должна быть расслаблена, чтобы не терялась скорость. А во время контакта кулак нужно напрягать для увеличения силы удара. Для бокса лучшего упражнения не придумаешь. Вот и появились в «Стайках» такие тренажеры.

— Вы еще и судили соревнования боксеров. Легко ли было сдавать экзамены, получать доступ к работе на олимпийском ринге?

— Раньше система была другой. Начинал с судьи всесоюзного ранга, затем европейского, мирового и только потом олимпийского. Экзамен сдавал в дни проведения Олимпиады-1980. Тогда спорткомитет СССР проводил одновременно серьезные международные соревнования для тех, кто на Игры не отобрался. Судил пару тяжеловесов — румына и представителя Чехословакии. Парни выдали классный бой. В 3-м раунде представитель Чехословакии пропустил мощнейший удар и начал свободное падение на спину. Успел поймать его голову на руку у канатов и тихонько положил на настил. Этот момент попал на видео, и потом его демонстрировали в качестве примера для других судей. Всё могло закончиться плачевно для боксера.

Самопал от волков

— В бокс пришли довольно поздно?

— Учился в 9-м классе. После уроков ехал в Минск на тренировки, которые проходили в подтрибунном помещении стадиона «Динамо». Домой возвращался поздно — из столицы выезжал на электричке в 20:50. Тогда не было маршруток, автобусов и асфальтированных дорог. Возвращался через лес. Осенью, когда рано темнело, было жутковато. Особенно когда шуршала листва и рядом хрустели сучья. Однажды неподалеку завыли волки. Пришлось вернуться в Заславль, вспомнил, что там жила далекая родственница. Тетя Валя меня приютила на ночь, а утром я побежал домой. Чуть позже сделал себе самопал, чтобы в случае опасности пугать диких зверей. Что касается успехов в боксе, то через три года после начала занятий выиграл молодежное первенство, потом взрослый чемпионат БССР. Для выполнения норматива мастера спорта необходимо было войти в число призеров на союзных турнирах. Сдюжил и это. Помню, как с гордостью приехал в родную деревню, а на груди значок «Мастер спорта».

— Ваша карьера тренера завершилась более 10 лет назад. Скучаете по боксу?

— Еще как! Ритм жизни поменялся. Хорошо, что есть дача, где хватает работы с весны до осени. Два раза в неделю стараюсь выбираться в бильярдный клуб в Минске. К этому виду спорта пристрастился в детстве. У нас в деревне были стол в клубе и железные шары. Потом в «Стайках» играл с тренерами, спортсменами. Чтобы было интереснее, ставили на кон небольшую сумму. Сейчас участвую в турнирах ветеранов. У меня несколько медалей за 2-е и 3-е место.

— Внуки на дачу летом приезжают?

— Отдыхают, помогают нам с супругой по хозяйству. Дети должны знать, что такое хлеб и как его зарабатывают. Сам прошел через это. С 8-го класса выходил на косьбу. Тогда техники было мало, и она постоянно выходила из строя. Помочь родному колхозу — благородное дело. За трудодни давали зерно, сено для коров, немного платили. Из всех работ не любил только пасти коров летом. Ох и кусали их насекомые, а животные сходили с ума — попробуй удержи их.

Автор: Денис Голуб