36,8K подписчиков

Московская консерватория: большой зал и его особенности

5,1K прочитали

Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи. Это одухотворенная музыка балета «Лебединое озеро» и величественный Первый концерт для фортепиано с оркестром. А еще - Международный конкурс исполнителей и Московская государственная консерватория, главной концертной площадкой которой является Большой зал

 Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи.

Большой зал Московской консерватории расположен в пешеходной зоне исторического центра Москвы в доме № 13/6 по улице Большая Никитская. Выйдя со станции метро «Арбатская» на Никитский бульвар, повернув на Нижний Кисловский переулок и дойдя до Малого Кисловского переулка, попадаешь на Большую Никитскую. Дальше - сквер с памятником Петру Ильичу Чайковскому. А позади него красивое старинное здание с полуротондой. Это и есть прославленный БЗК.

 Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи.-2

Архитектурное исполнение

Известный архитектор В.П.Загоровский, по проекту которого для Московской консерватории строилось здание концертного зала, создал монументальное архитектурное сооружение. От старого дома конца 18 века, принадлежавшего княгине Дашковой, был оставлен только фасад и полуротонда. При проектировании и строительстве применялись различные архитектурные решения, как классические, так и присущие эпохе модерна. В их числе :

  • многочисленные ароч­ные перекрытия и колонны,
  • огромные массивные лестницы в фойе и вычурные винтовые лестницы, ведущие в амфитеатр,
  • полуциркульные окна и барельефы-медальоны,
  • пилястры с растительными орнаментами и отточенные элементы отделки.

​Разд­еляющийся на три нефа­ вестибюль выполнен в духе ант­ичного храма. Основное во внешнем и внутреннем убранстве зала - сочетание светлых тонов и строгих линий.

Благодаря столь великолепному оформлению в Большом зале академичность сочетается со стильностью. Он величественный и камерный одновременно.

У Большого зала есть покровительница

 В 1901 году, на открытии Большого зала, Санкт-Петербургское Северное стекольное общество подарило Московской государственной консерватории витраж с изображением Святой Цецилии, которая почитаема христианами, как покровительница духовной музыки.

Во время одной из бомбежек в 1941-ом году окно с витражом выбило взрывной волной. Проем в стене размером 5 на 4,3 метра замуровали, и об утраченном историческом изображении забыли на многие годы. В «лихие 90-е» сохранившиеся до этого времени остатки стеклянного полотна были попросту выброшены на свалку. Шедевр удалось восстановить, и сделано это было с максимальным приближением к оригиналу, благодаря тому, что сохранились обмерные чертежи всего витража и его фрагментов. А горсть драгоценных осколков, которую чудом удалось уберечь работнику Моспроекта Александру Бернштейну, использовали для подбора современных аналогов витражного стекла.

Весной 2011 года, после завершения масштабных работ по реконструкции Большого зала консерватории, воссозданный витраж занял прежнее место в фойе партера.

 Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи.-3

Работа мастерской, возглавляемой сотрудником отдела реставрации и истории витражей Эрмитажа Вадимом Лебедевом, была по достоинству оценена и благословлена Московским патриархатом. Чин освящения совершил митрополит Волоколамский Иларион, который учился в этом ведущем музыкальном вузе страны, а теперь входит в состав его попечительского совета. Тогда же в дар музыкантам был передан образ святой мученицы Кикилии (Цецилии) Римской с частицей мощей. Реликвию с благоговением принял ректор Московской консерватории профессор Александр Сергеевич Соколов.

Благодаря усердию и стараниям многих людей прославленный храм музыки после реконструкции ожил, вернул свою легендарную «намоленность» и приобрел еще большую одухотворенность.    

Время классики

Чтобы перенестись от повседневного к возвышенному, стоит просто прийти в Большой зал незадолго до начала концертного мероприятия.

Здесь особенная консерваторская атмосфера. В фойе и вестибюлях на всех этажах размещены экспозиции, которые посвящены истории музыки и ведущего музыкального вуза страны. Интерес представляют и афиши прошедших концертов, и фотографии преподавателей и студентов консерватории разных лет. Бюсты, статуи и живописные полотна, а также экспонаты музея Н.Г.Рубинштейна - всё располагает к общению с прекрасным. В дополнение к этому можно ознакомиться с тематическими выставками художников и фотографов, пополнить свою коллекцию записей классической музыки.

Справа от центрального входа в зал - полотно И.Е.Репина «Славянские композиторы», на котором изображена встреча известных и мало известных музыкантов 19 века. Особенность этой картины в том, что художник собрал вместе людей, которые жили в разное время. Но принадлежали они к одной музыкальной эпохе, и этот союз и общий вклад в мировую культуру.

 Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи.-4

По обеим сторонам зала от сцены до амфитеатра размещены лепные медальоны с портретами, выполненными знаменитыми художниками. С полотен на слушателя смотрят великие русские композиторы - Глинка, Чайковский, Мусоргский, Рубинштейн, Даргомыжский, Бородин, а также мэтры зарубежной классической музыки - Бах, Бетховен, Вагнер, Моцарт, Шуберт, Шопен.

 Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи.-5

Над сценой - барельеф с изображением основателя консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна, имя которого в 2006 году было присвоено корпусу Большого зала.

Облик Святой Цецилии, вписанный в интерьер при оформлении арок над ложами и  лестничных пролетов, напоминает о её покровительстве прославленному храму искусства. Даже в элементах лепного декора и в металлическом обрамлении светильников видны древние музыкальные эмблемы оркестровых струнных и духовых инструментов - лира и труба.

 Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи.-6

Здесь все подчинено классической музыке и этой музыкой наполнено.

Король музыкальных инструментов

Одной из особенностей Большого зала является установленный на его сцене  уникальный инструмент.

Орган б­ыл приобретен в Париже, на деньги московских меценатов, по заказу железнодорожного магната, барона Сергея Павловича фон Дервиза, дети которого учились у Петра Ильича Чайковского. На скрижали органного проспекта до сих пор сохранилась выгравированная золотыми буквами надпись «дар С. П. фон Дервиза».

За изготовление взялся знаменитый фран­цузский мастер Аристид Кавалье-Ко­лль, чьи инструменты ­украшают Собор Париж­ской Богоматери, а та­кже концертные залы в­сего мира. Конструирование и строительство органа продолжалось более двух лет. Созданный к весне1899 года инструмент стал последней работой выдающего мастера органостроения Европы, и считается лучшим воплощением его творческих замыслов. На X Парижской Всемирной выставке 1900 года орган Ковалье-Колля стал обладателем «Гран-При».

 Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи.-7

Патриарх или король инструментов (именно так называют орган музыканты) имеет для консерватории большое академическое и просветительское значение. За долгие годы своего служения музыке он стал неотъемлемым участником сольных, хоровых, ансамблевых и симфонических концертов. В отличие от храмовых органов, обладающих торжественной громкостью, академичный консерваторский инструмент имеет негромкий проникновенный звук, так что слышна каждая нота.

За уникальность, «колоссальные заслуги и авторитет в сфере чистого искусства», в 1988 году органу БЗК был присвоен статус художественно-исторического памятника

Здесь музыка звучит

Главное до­стоинство Большого за­ла - его уникальная­ акустика. Усиление используют только для голосов дикторов, ведущих концерт. Все остальное – абсолютно «живой» звук. Большой зал Московской консерватории по праву считается одним из мировых акустических шедевров.
Главное до­стоинство Большого за­ла - его уникальная­ акустика. Усиление используют только для голосов дикторов, ведущих концерт. Все остальное – абсолютно «живой» звук. Большой зал Московской консерватории по праву считается одним из мировых акустических шедевров.

Добиться превосходной звукопередачи удалось путем сделанных более ста лет назад сложных расчет­ов пропорций простран­ства, подбора материа­лов и строго соблюдения законов акустики. 

Сцена выполнено в форме раковины и представляет собой полый деревянный ящик, превосходно отражающий звук. Пол и потолок зала – как  две резонирующие  скрипки. А у потолка есть промежуточная прослойка воздуха. Чтобы не нарушить время реверберации (то есть, постепенного затухания звука), учтены все параметры звукопоглощения материалов, применяемых при обивке мебели, штукатурке стен, покрытии пола, и т.п. Для правильного звучания требуется обеспечить еще и стабильный температурно-влажностный режим в зале.

Обязанность по неукоснительному соблюдению оригинальных акустических условий в БЗК возложена на главного специалиста по мониторингу акустики Анатолия Лифшица.Именно он командует сегодня звуковым «парадом семи нот». По его словам, основной принцип акустики - правильно рассчитанный воздушный объем зала. То есть необходимо, чтобы соотношение «ширина-высота-длина» было оптимальным. В БЗК на одного зрителя приходится 6,8 куб м воздуха. За счет этого музыка проникает в слушателя, и мы ощущаем её, образно говоря, «всеми фибрами своей души».

Благодаря уникальной акустике и оригинальным архитектурным решениям  в зале практически  нет так называемых  «неудобных мест», с существованием которых зритель может столкнуться на многих театральных и музыкальных площадках. К примеру, зоны, где не очень хорошо видно или слышно, есть даже в Большом театре.

 Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи.-9

Концертный зал  МГК рассчитан на 1737 слушателей, и каждому из них вполне комфортно воспринимать звуковую палитру семи волшебных нот.

Большой зал Московской консерватории - мекка для всех музыкантов, рай для аудиалов. Когда целый зал дышит в такт, никто не аплодирует там, где не надо аплодировать. Когда молчат и слушатели, и их мобильные телефоны, а в каждой частице воздуха - только музыка.

 Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи.-10

Сегодня это легендарное место - одна из самых больших и важнейших площадок, предназначенных для звучания симфонической и оперной музыки. Здесь выступают ведущие солисты и лучшие оркестры мира, проводятся мероприятия Конкурса имени Чайковского и Фестиваля Ростроповича.

Для знатоков и ценителей музыки, профессиональных музыкантов и любителей  Большой зал Московской консерватории  – это встреча с Её Величеством Классикой. И не только музыкальной, но и акустической, архитектурной.