С середины 1950-х до первой половины 1960-х в автомобилестроении витали идеи, которые сегодня кажутся нам сумасшедшими: установить на личный автомобиль атомный реактор и сделать его источником энергии!
Когда атомная энергетика только входила в жизнь человечества, оптимисты полагали, что её применение можно распространить на всё, начиная от средств передвижения и заканчивая автоматизированными кухнями. Эти проекты росли на благодатной почве: быстрый прогресс технологий, создание атомных подлодок и кораблей, планы по уменьшению размеров реакторов...
Сегодня эти проекты вызывают двойственные чувства: с одной стороны, уважение к инженерам, которые пытались поставить мирный атом на службу человеку, с другой - лёгкий страх перед возможными последствиями, который чувствуем все мы, наученные опытом Чернобыля, Фукусимы и других аварий.
Чтобы загрузить картинки в полном размере, нажмите на них.
На картине выше - постер из серии "Ближе, чем вы думаете", которую вёл американский художник Артур Радебо. Короткая заметка повествует о работах, которые ведутся в разных компаниях мира по созданию атомных автомобилей, но здесь дизайн придуман Радебо.
Один из упомянутых проектов - Ford Nucleon (1957). И это не фантазия Радебо, а реальный проект, дошедший до полноразмерного макета. Предполагалось, что автомобиль будет работать от компактного ядерного реактора, располагающегося в задней части кузова:
Принцип действия автомобиля не предполагал использования двигателя внутреннего сгорания. Вместо него использовались паровые турбины, пар для которых нагревался делением урана, по аналогии с атомными подводными лодками.
Радиоактивное топливо было защищено двойным дном. Дополнительная защита - стеклянный колпак над пассажирской кабиной. Одной заправки могло хватать на 8 000 км пути. Здесь можно покрутить 3D-модель авто.
А вот другой проект компании: Ford Seattle-ite XXI (1962).
Помимо футуристического названия ("Сиетл-айт" созвучен с "Satellite", "спутник"), автомобиль предлагал много совершенно новых технологических решений: заменяемые топливные элементы, компьютерная навигация, шестиколёсная схема, и стремительный "самолётный" дизайн.
Компактный атомный реактор располагался спереди, перед кабиной. Была создана технологическая модель в масштабе 3:8, так что фотография выше - всего лишь оптическая иллюзия.
Несложно догадаться, что стало с этими и другими проектами, предполагавшими использование атомной энергии на средствах передвижения. Сложность и опасность реакторов в эксплуатации поставили на них крест. Иначе стали бы обыденными новости, как в шутке пользователя BaldBlade на одном из форумов, где обсуждался проект Ford Nucleon:
В результате несоблюдения скоростного режима, произошло столкновение двух автомобилей. Число жертв составило 200 000 человек.
Посмотрите также на революционный автомобиль GM Firebird или прочитайте короткий рассказ "Игра с огнём".
Подписывайтесь, мы публикуем лучшую фантастику!