Найти в Дзене
Geek Culture

Революция в кино или переходный этап?

Идея создания нового формата пришла в голову основателю студии «Bazelevs» Тимуру Бекмамбетову случайно. Закончив разговор по Скайпу со своей коллегой-продюсером Ольгой Хариной, режиссёр увидел личную жизнь девушки через оставленный включённым «Screen Share» (демонстрация экрана). Это навело создателя «Дозоров» на мысль о сотворении нового формата, способного проникнуть в само естество людей. «Ни одно кино, даже самое великое, которое я видел, не позволяло мне так глубоко погрузиться в душу человека» [1]. Так появился на свет «Screen Life». Если вы ни разу не сталкивались с работами в данном формате, то стоит пояснить, что «Screen Life» — это запись монитора какого-либо девайса, будь то смартфон или ноутбук. «Экранная жизнь» представляет из себя разговоры в Face Time, ролики из Youtube или чаты, с которыми персонажи активно взаимодействует по ходу всего фильма. Это поспособствовало появлению интересных приёмов, которые позволяют зрителям лучше понимать главного героя, его эмоции и мотив

Идея создания нового формата пришла в голову основателю студии «Bazelevs» Тимуру Бекмамбетову случайно. Закончив разговор по Скайпу со своей коллегой-продюсером Ольгой Хариной, режиссёр увидел личную жизнь девушки через оставленный включённым «Screen Share» (демонстрация экрана). Это навело создателя «Дозоров» на мысль о сотворении нового формата, способного проникнуть в само естество людей. «Ни одно кино, даже самое великое, которое я видел, не позволяло мне так глубоко погрузиться в душу человека» [1]. Так появился на свет «Screen Life».

Если вы ни разу не сталкивались с работами в данном формате, то стоит пояснить, что «Screen Life» это запись монитора какого-либо девайса, будь то смартфон или ноутбук. «Экранная жизнь» представляет из себя разговоры в Face Time, ролики из Youtube или чаты, с которыми персонажи активно взаимодействует по ходу всего фильма. Это поспособствовало появлению интересных приёмов, которые позволяют зрителям лучше понимать главного героя, его эмоции и мотивацию. Персонаж включает музыку, отражающую его настроение, или общается с друзьями, сомневаясь, как лучше написать смс. Благодаря этому, смотрящий проникается событиями и имеет возможность почувствовать себя на месте героев. Ведь современный человек сейчас всё больше проводит времени в цифровом мире, и следить за жизнью людей через экраны различных девайсов уже буднично.

К сожалению, недостатки не обошли стороной этот новый киноязык. У жанра есть определённая ограниченность, которую, не выходя за рамки монитора компьютера, не преодолеть. Также можно отметить иногда чрезмерное использование чатов, как вид диалогов, что смотрится аутентично, но заставляет побегать глазами по экрану, вызывает дискомфорт. Пока сложно выделить определённые каноны «Screen Life» на этом этапе его развития.

На данный момент существует всего несколько картин в этом формате: «Убрать из друзей» (Unfriended), «Профайл» (Profile) и «Днюха!». Все они, так или иначе, зацепили зрителей и принесли прибыль создателям. Например, первый «Убрать из друзей», который можно считать отправной точкой этого киноязыка, собрал в прокате 64 миллиона долларов при бюджете всего в один. Некоторые фильмы были и на кинофестивалях. Такие, как «Профайл», рассказывающий историю журналистки, ведущей расследование о вербовке людей в ИГИЛ (запрещена на территории РФ) через соцсети, и недавно вышедший триллер-детектив «Поиск». Последний уже успел завоевать несколько наград Сандэнс («Приз имени Альфреда Слоуна»,«Приз зрительских симпатий») и имеет успех в прокате, подняв планку стандарта качества таких картин. Чем цепляют эти ленты и как выглядит почти эталонный фильм на киноязыке «Screen life», разберёмся на примере.

-2

Главный герой Дэвид Ким недавно потерял жену. Оставшись наедине с 16-летней дочкой, он пытается найти с ней общий язык и продолжить жизнь, но их семью сотрясает новая беда. Исчезновение девочки и бездействие полиции, заставляет отчаявшегося отца искать информацию в её ноутбуке, раскрывая всё больше тайн о своей дочери.

Сюжет представляет из себя достаточно типичную детективную историю про исчезновение человека. Прямо следуя заветам Конана Дойля, герой постепенно находит улики и выходит на убийцу. Сценарий, изначально предполагавший короткометражку, превратился в полный метр. Диалоги уместно разбавлены шутками, а само повествование, представляющее трёхактную структуру, умело и логично подано. Главной особенностью здесь является вовсе не рассказанная история, хоть она и сумела сохранить интригу до конца, а способ, которым она подаётся. Лента преобразила старый формат, добавив совершенно новые краски и уровень переживаний.

С самого начала грамотная экспозиция, умело вплетённая в рамки жанра, демонстрирует нам жизнь семьи главного героя. Мы наблюдаем самые счастливые и печальные моменты от первого лица, что повышает уровень сопереживания и «вживания» зрителя в роль главного действующего лица. Последующие напряжённые обстоятельства и стрессовые ситуации также заставляют зрителя волноваться за судьбу девочки. Этому способствует и монтаж, намного улучшившийся со времён первого «Удалить из друзей», где весь фильм можно наблюдать статичное изображение и пару «наплывов». В «Поиске» находки более интересные, тут и уместное акцентирование и постановка хороших кадров. Режиссёру Анишу Чаганти, раньше снимавшему рекламные ролики для Google, явно пригодился его опыт работы в одной из крупнейших компаний, «создающих» Интернет и новейшие Компьютерные технологии. Смотреть все полтора часа на монитор действительно приятно, даже когда нам показывают заполнение таблицы в Excel или чат.

Актёрских работ в картине не так уж и много. Главную роль исполняет Джон Чо, известный по ролям Сулу в новом Стартреке и Гарольда в «Гарольд и Кумар», а из других участников проекта можно отметить Дебру Мессинг, Джозефа Ли и Сару Сон. Актёры специально проходили кастинг по скайпу, чтобы режиссёр увидел то, что увидят зрители. Со своей работой они справляются превосходно, особенно Чо. По итогу резюмируем, что «Поиск» понравился зрителям по многим причинам, тут и добротная сценарная работа вкупе с хорошей динамикой повествования и реалистичные, а главное живые персонажи.

-3

По словам самого Бекмамбетова, этот новый киноязык только в начале своего развития и у него ещё много возможностей проявить себя. Так, в производстве насчитывается около 7 фильмов в разных жанрах, которые постараются нас удивить. Главная опасность – это снижение качества таких картин и остановка в развитии. Можно вспомнить жанр мокъюментари (псевдо-документальная съёмка («Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление»)), который сначала был чем-то интересным и многообещающим, а потом скатился и сгинул в безызвестность.

«Screen Life» – будущее кинематографа, по крайней мере по словам Бекмамбетова. Однако он находится только в зачатке своего развития. Интересная идея симбиоза с современными технологиями смогла пошатнуть нишу «классического» формата кино. Она даёт людям социальный комментарий о важности и зависимости от смартфонов, как в «Поиске», или существующей опасности в Интернете, как в «Профайле». Она позволяет посмотреть на проблемы общества и задуматься о возможностях современных технологий через призму интересного кино. Возможно, «Screen Life» – всего лишь переходный этап, который приестся и забудется, а может быть он эволюционирует во что-то новое. Однако не подлежит сомнению тот факт, что он дал толчок всей индустрии развиваться и больше работать с современными технологиями окружающими нас повсюду.

[1] На основе интервью порталу http://cultofcinema.com

Автор: Константин Брыкин