Найти тему

Тайны Третьяковки. "Неравный брак"

Картина "Неравный брак" находится в Третьяковской галерее уже более 100 лет . Её приобрел у художника Василия Пукирева сам Павел Третьяков, создатель галереи.

Но совсем недавно открылись подробности, связанные с картиной, которая принесла художнику великую славу. Но после этой картины Пукирев не создал ни одного столь значительного произведения. Жил он в страшной бедности, сильно болел и умер в страданиях и нищете.

Картина, с момента ее показа публике, мгновенно обросла вопросами, предположениями и домыслами.

-2

Сам сюжет картины не вызвал никакого удивления - очень уж распространены были подобные браки.

А вот то, что Пукирев изобразил самого себя в образе шафера, породил множество слухов. В публике шептались, что сюжет автобиографичен, и отражает личную драму художника. Есть версия, что сюжет был подсказан одним из друзей Пукирева.

Другая версия (мне она нравится больше, о ней и расскажу) - что на картине действительно самый драматический день в жизни Пукирева. Его любовь, его несостоявшаяся невеста изображена в момент венчания с пожилым и богатым человеком.

-3

Несбывшаяся невеста Василия Пукирева - это Прасковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской.

О счастливом женихе я не нашел никаких сведений. Известен этюд к картине «Голова старика», где художник указал, что он писался с князя Цицианова.

-4

Как только картина была выставлена, она мгновенно обрела "скандальную славу" и о художнике заговорила вся интеллигенция России.

Но был еще странный и пугающий эффект от просмотра картины публикой. Говорили, что женихи в почтенном возрасте перед картиной теряли сознание, и многие отказывались от желания взять в жены молоденькую девушку. Престарелые генералы, закаленные в боях, после просмотра картины жаловались на возникшее при просмотре картины недомогание, боли в сердце, головокружение. А историк Н.И. Костомаров (лет ему уж было немало) рассказал друзьям, что, увидев картину, он напрочь передумал жениться.

-5

Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».

На картине внимательные зрители углядели и самого Пукирева - он стоит позади невесты, в роли шафера, с розой.

В подтверждение этой версии есть в книге Гиляровского "Москва и москвичи" фрагмент воспоминания друга Пукирева, С.И. Грибкова.

-6

Но неожиданно эта картина получила свое продолжение через много лет. В 2002 году Третьяковка приобрела карандашный рисунок работы В.Д. Сухова. Особой художественной ценности, на первый взгляд, он не представлял. И только когда реставраторы прочли надпись на рисунке - вот тут и случилось потрясение. Надпись гласила: "«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

-7

Вот так, разрушив чужую любовь и выйдя замуж за богатого старика, девушка разрушила и свою жизнь. Вот и не верь после этого в пословицу: «Жернова Господни мелют медленно, но неумолимо».

Не устаёт Всевышнего рука

Не смотрит он на статус и на лица,

Господни мельницы, их жернова,

Судьбу и пахарей, и принцев перемелют.

-8