Андрей Жданов: С берега Белого моря выехали в день, когда летний «футбольный» циклон на Север ещё не пришёл, а к Белому озеру прибыли аккурат в самое ненастье, когда озеро было свирепым, свинцово-серым, плевалось в лицо и гудело пронизывающим ветром. Дальних берегов не было видно – всё было скрыто за бурей. Лишь пара едва видимых барж время от времени просматривались из-за волн, продвигаясь к истоку Шексны, и можно было представить, каково их речным командам плестись сквозь шторм – хороший такой морской шторм. Если бы я не знал, куда ехал, и меня, сняв повязку с глаз, вывели на берег в этот момент. Я бы уверенно сказал, что передо мной море, потому что знаю, что такое мощь и ярость северных морей. И характер штормового Белого озера проявился вполне в морском стиле. Но это не единственное, что удивило меня на Белом озере.
Белозерск
Дата основания – 862 год. А это уже интересно: с 862 года отсчитывается история государства Рюриковичей. По официальным летописям, старший из братьев, Рюрик, «сел править» в Новгороде, Трувор в Изборске, а Синеус – на Белом озере. То есть братья взяли под управление некую территорию, и думается, они сразу заняли узловые точки в том княжестве, которое должны были строить, расширять и оберегать от врагов. Белоозеро (так тогда называлось поселение) стал одним из первых городов нарождающейся Большой Руси. И если за центр государственного строительства взять Великий Новгород на Волхове, имеющий выход к Ладоге и Балтике, то Белоозеро – ключ к Волге и Белому морю, а Изборск – контроль водоёмов в сторону Запада (Псковское и Чудское озёра). Дорогами в те времена служили реки – до сих пор мы говорим: «водный путь», «попутный ветер» (ясно, что попутный ветер дует в паруса, а не коню под хвост). Рюрик и его братья взяли под свою власть крупную речную систему, что позволило им контролировать торговые пути, выходы к морям, быстро выстроить сильное государство и основать более чем 700-летнюю династию (для сравнения, Романовы правили чуть более 300 лет: с 1613 по 1917 год)
Каналы
Мы наблюдали шторм и волну на Белом озере, а между прибрежной гостиницей и водной стихией пролегало ещё одно водное пространство – с идеально ровными берегами, не возмущённое ни единой волной. Вдоль южного берега Белого озера проложен судоходный канал, причём так, что буря никоим образом не задевала его гладь. За небольшим валом волна и ветер, а на канале – тишь да блажь, утки плавают, кувшинки цветут. Я представил, как выглядит канал зимой, когда покрывается льдом – идеально ровная дорога! Хозяин гостиницы пояснил, что канал – часть знаменитой Мариинской системы, которая соединяет Волгу с Балтийским морем, то есть соединяет бассейны рек с противоположным направлением течения. Система включает в себя реку Шексну, канал вдоль Белого озера, реки Ковжу, Вытегру, Свирь, каналы вдоль Онежского и Ладожского озёр, многочисленные шлюзы и русло Невы. Грандиозный водный путь, созданный и управляемый человеком! Но вот вопрос: когда созданный?
Такие сооружения, как Мариинская система заставляют более внимательно анализировать историю. Считается, что вся эта стройка, включая Санкт-Петербург, была затеяна Петром Первым. Пусть так. Представим: начало 18-го века, идёт разорительная 20-летняя война со шведами, строится грандиозный город на Неве с его каналами, одетыми в гранит, строится флот.
Страна при этом ещё что-то есть должна: то есть поля и пашни тоже кто-то должен возделывать и урожаи собирать. Да ещё все эти каналы со шлюзами от Волги до Балтики!.. Это же сколько специалистов высочайшего уровня было при Петре?!
Уму не постижимо… Динамика развития строительного дела тоже удивляет. При Петре и Екатерине, получается, мастера запросто добывали и резали гранит, транспортировали его по непроходимым болотам (!), выкладывали гранитом сотни километров каналов, включая каналы Питера – а при Сталине тот же Волго-Балт «зэки» лопатами копали и землю тачками возили?.. А может, и Пётр, и внук его Павел, назвавший каналы именем своей жены, императрицы Марии Фёдоровны, и Сталин – не столько строили, сколько достраивали, ремонтировали и обновляли какую-то очень древнюю систему, доставшуюся им в наследство? Потому что каждый, кто начинал её контролировать и использовать, на жизни одного поколения превращал свою державу в могущественную империю. Так было со Сталиным, который благодаря Волго-Балту превратил Москву в порт семи морей (сомнительная честь первостроителя досталась тогда ГУЛАГ’у). Так было и с Романовыми, при которых система каналов была расчищена, восстановлена и названа в честь принцессы Вюртембергской Софии Доротеи Августы Луизы – с таким именем родилась императрица Мария Фёдоровна...
Есть смутное подозрение, что Рюрик и Синеус в своё время не случайно одновременно «сели» в Новгороде и на Белоозере. По суше эти ключевые крепости разделяли непроходимые леса и болота, а вот по рекам и озёрам путь был открыт, в том числе и на Север. Вдумайтесь в названия рек – Северная Двина, Западная Двина: «двинуть» на Север и «двинуть» на Запад. От какой такой исходной точки «двинуть»? Что в первооснове такого «движения»? Думается мне, что это не «точка» вовсе, а узел, связавший Волжский и Балтийский бассейны. От него уже шла «движуха» к Белому и Чёрному морям. И Белозерск в этой истории сыграл в своё время ключевую роль – как ключ, открывающий или запирающий вход в Шекснинские шлюзы, ведущие к Волге... Такие вот мысли навеяла мне буря на Белом озере, соседствующая со спокойствием канала. За окном бушевали ветер и дождь, на экране Россия билась с Испанией. И, чудо, Россия – победила.
Древние города – деревянные города. Из камня возводили, как правило, гостиные дворы со множеством складов да храмы. Резные детали Белозерских домов затейливы и сказочно красивы. Но есть и чисто озёрные мотивы – чешуя по фасаду: где-то однотонно выкрашенная, а порой и мозаично-разноцветная.