У многих из нас проблемы с учёбой. По крайней мере, неоднозначные с ней отношения. Некоторые, устроившись на работу просто останавливаются в своём профессиональном развитии. Другие же, наоборот, только учатся чему-то, но никак эти знания не применяют.
В последние пару лет я почувствовал вкус к обучению в рамках того, чем я зарабатываю на жизнь. Это даёт возможность не просто не закисать в привычном болоте, но и выйти на качественно новый уровень. Так как я занимаюсь созданием всевозможных сценариев, главным направлением моего обучения является драматургия или сторителлинг.
И однажды на семинаре Лили Ким я, да и все остальные обратили внимание на конспект одной из участниц. Это был набор картинок, которые ёмко и наглядно передавали смысл рассказанного Лилей материала. Так я познакомился со скетчноутингом.
Чтобы попробовать этот инструмент и понять, сможет ли он мне помочь в моей профессиональной деятельности, я купил книгу Майкла Роуди «Визуальные заметки».
Где-то с полгода она лежала у меня в очереди на прочтение. Я уже накупил разных блокнотов, ручек, линеров и маркеров. Но, погружение в скетчноутинг откладывал.
Но, всё чаще от продюсеров или просто клиентов по корпоративным мероприятиям я слышал: «Я не могу представить себе картинку». И понял, что надо развивать визуальную часть своих коммуникационных способностей.
Я начал изучать книгу «Визуальные заметки». И понял, что это не моё.
Первая часть книги посвящена тому, что не надо бояться что-то сделать не так или что-то пропустить. Картинки помогут сконцентрироваться на главных идеях. Поэтому они приучат вам лучше слышать выступающего, отбрасывая всё, что не нужно.
И это прям не те убеждения, которые мне легко принять. Мне кажется, что от выступающего надо взять всё по максимуму. Законспектировать каждое слово, плюс обязательно взять список литературы, где всё это же рассказано подробней. Да, по прошествии какого-то времени я понимаю, что из сказанного было для меня важным и нужным, а без чего можно было обойтись. Но, не во время лекции или семинара. Тут для меня важно всё.
И вот этому «не бойтесь» и «рисуйте» посвящена солидная часть книги. Я, честно говоря, рассчитывал, что тут будут показаны какие-то базовые приёмы и техники. Но, нет. Мотивационная часть разбавлена только интервью с другими скетчноутерами. Шикарно нарисованными историями от них. На которых я понял, что это всё абсолютно точно не моё.
Чем дольше я читал книгу, тем больше понимал. Здесь меня учить не будут. Здесь будут мотивировать и поддерживать, чтобы я не нарисовал. Руки зачесались попробовать. И я стал зарисовывать какие-то тезисы из книги. Страха пропустить главное не было – у меня ж была книга, к тексту которой я всегда мог вернуться. Получалось коряво, но, мне показалось, что главный посыл автора я уловил.
И тут началась учебная часть. В самом конце. Когда я уже и не надеялся. Дали базовые вещи, упражнения. Конечно, они даже отдалённо не напоминали скетчи людей, которые давно занимаются скетчноутингом. Но, у них опыт и визуальный склад ума. Я не такой. Мои картинки если и могли послужить иллюстрацией, то только к рассказу Конан-Дойля «Пляшущие человечки». И то, не всякий Шерлок Холмс бы разгадал их значение.
Пока скетчноутинг не вошел плотно в мою жизнь. Я зарисовываю некоторые упражнения для своей зарядки, когда выполняю новый комплекс. Я стал делать какие-то визуальные пометки в дневнике. И чаще всего я включаю картинки в ментальные карты.
Эти два способа структурирования информации очень хорошо срослись в моей голове. Составление ментальной карты позволяет структурировать материал. А добавление в неё скетчей – экономить место на бумаге и ставить визуальные «якоря» для запоминания.
На этом я точно не закончил свой визуально-коммуникационный прогресс. В планах есть получше (уже с помощью учителей) освоить как скетчинг, так и скетчноутинг. Так что если у вы можете посоветовать курсы по этой тематике - напишите мне в комментариях или на Фейсбуке.
Я рекомендую книгу Майкла Роуди в качестве отправной точки тем, кто хочет попробовать запоминать или объяснять что-то с помощью картинок. Иногда это более просто и доходчиво.
И главное, это мощный инструмент для выделения в потоке самого важного и придания этому визуального образа. Этот навык становится всё более и более важным для коммуникации в эпоху клипового мышления.