Найти тему
Отдых.today

ЕСТОРИЯ. Тайны театральных костюмов

Выйти замуж в надувном шаре, сделать из бабы Шанель гуся — в обычной жизни все это кажется практически невозможным, но на сцене вполне реально. Узнаем у уральских театров истории костюмов, которыми они удивляют своего зрителя.

Многие из нас любят театр за волшебную сказку и чудесные перевоплощения, которые редко происходят в реальной жизни. Ощущение магии на сцене создается не только за счет декораций и игры актеров, но и костюмов. Зачастую театральные наряды — маленькая жизнь, о которой зритель может даже не догадываться. ЕТВ узнал «Естории» уральских театров о том, что скрывается за их костюмами.

«Это не просто шар, это — свадебное платье»

Фото: Дарья Попопва
Фото: Дарья Попопва

Театр «Провинциальные танцы»:

— В конце ноября мы показали обновленную версию спектакля «После вовлеченности. Диптих. Часть II». Один из его ярких элементов — большой надувной шар. Однако это не просто шар, похожий на новогодний сувенир с домиком и «снегом» внутри, это — свадебное платье.

Прямо во время спектакля его надувают обычным пылесосом. В нем находится танцовщица,в этом платье-шаре она перемещается по сцене и взаимодействует с другими персонажами. «Соединяясь с кем-то, ты берешь на себя обязательства и начинаешь существовать в рамках, и этот шар и символизирует эти рамки», — рассказывает Татьяна Баганова, худрук и хореограф театра.

Фото: Дарья Попова
Фото: Дарья Попова

Наш спектакль «После вовлеченности. Диптих. Часть II» даже стал обладателем «Золотой маски» в номинации «Лучший спектакль современного танца», он был поставлен Татьяной Багановой в США еще в 2006 году. На сцену он вернулся в несколько иной интерпретации — это связано с изменением контекста жизни, опыта танцовщиков и собственного опыта его создательницы. В новой версии сделан больший акцент на костюмы и элементы сценографии, чтобы зритель мог острее почувствовать и характеры персонажей, и их взаимодействие, и атмосферу спектакля.

«Прямо на сцене русалка превращается в человека»

-4

Екатеринбургский театр оперы и балета:

— «Наяда и рыбак» — наша самая свежая балетная постановка, премьера состоялась в июле этого года. Спектакль получил пять номинаций самого главного в России Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» и даже будет показан на сцене Большого театра в Москве 14 марта 2018 года.

Очень необычный костюм у героини Наяды, его создательница — петербургская художница Татьяна Ногинова. В костюме сочетаются сразу два наряда, так как прямо на сцене главная героиня превращается из русалки в человека, она тянет за веревочку и сменяет одно платье на другое.

-5

По словам автора костюма, такие трюки часто используют в цирке, когда за считанные доли секунд артисты переодеваются из красного платья в зеленое, а из зеленого — в фиолетовое и так далее. Однако в балетном театре такие фокусы встречаются очень редко.

Причем, это превращение — не просто украшение спектакля, а требование сюжета. Полюбив рыбака, живого человека, Наяда понимает, что ей никак не добраться до него в том обличии, в котором она находится по своей природе. Тогда она уговаривает повелительницу моря превратить ее в девушку. Ундина приходит на сельский праздник, начинает танцевать с деревенскими жителями. В это время происходит чудесное превращение.

«Толстый гусь на худого артиста»

-6

Каменск-Уральский театр драмы № 3:

— У нас есть детский спектакль «Два веселых гуся». Изначально костюмы шились на толстого белого гуся и худоватого серого. Но перед самой премьерой артист с большой массой тела сломал ногу. Нам пришлось срочно вводить другого актера, но такой же комплекции мы не нашли, поэтому взяли худоватого.

Мы долго думали, что же делать с костюмом, потому что времени перешивать его уже не оставалось. В итоге мы решили примерить толщинку из другого спектакля — Николая Коляды «Баба Шанель». Там как раз одна героиня подкладывает под одежду поролон, чтобы увеличить свои формы. Таким образом, мы совместили два костюма, вставили толщинку из одного спектакля в готовый костюм из другого спектакля, получился толстый гусь на худого артиста.

С этого времени, кстати, у нас появилось очень много спектаклей с толщинками — артистам понравилось укрупнять свои формы.

«Каждый актриса снимает костюм с облегчением»

-7

Екатеринбургский театр драмы:

— 23 декабря в театре Драмы состоится премьера детского спектакля «Садко», который станет первым совместным проектом с кинокомпанией «СТВ», занимающейся созданием одноименного мультфильма. При разработке костюмов мы опирались на образы, созданные для анимационной версии«Садко». Сложнее всего было воплотить костюм Барракуды. В мультипликационном произведении у этой героини есть щупальца как у осьминога, соответственно, нужно было повторить это на сцене,но оказалось, что такое сделать не так-то просто.

Был вариант сделать его черным, но тогда он бы не смотрелся на сцене. Потом хотели взять фиолетовый, роковой. Но так получилось, что нам пришлось взять ткань синего цвета. Хотя это, наверное, даже к лучшему. Потому что «Садко» — это детская сказка, а ребята любят все яркое. Чтобы сделать щупальца более подвижными, была идея сделать турнюр, а к щупальцам прикрепить лески. Однако позднее мы пришли к выводу, что это лишнее и может перегружать костюм, поэтому отказались от затеи. На изготовление одних только щупалец ушла почти неделя. Чтобы они выглядели как настоящие, пришлось использовать специальную спираль — «китовый ус», греть ее промышленным феном и придавать ей форму.

-8

С нижней частью костюма тоже все оказалось непросто. Героиня передвигается по сцене на гироскутере, поэтому нужно было четко подобрать диаметр юбки, чтобы ткань во время движения не попадала под колеса.

Верх костюма — корсет. Чтобы он держался, пришлось специально укреплять. В итоге ткань оказалась очень жесткой, машинка такую не возьмет. Поэтому весь узор на корсете вышивали вручную. К тому же, еще и переделывали несколько раз — потому что все должно быть идеально.

Сам костюм получился довольно-таки тяжелым. Каждый раз после примерки актриса снимает его с облегчением. И это понятно, ведь одна только юбка вместе со щупальцами весит около восьми килограммов!

«Костюм на куклу шить сложнее, чем на человека»

-9

Театр кукол:

— Эта кукла — принцесса из спектакля «Апельсиновые сказки». Мастера по чертежу выполняют куклу, приносят готовую нам, а потом мы ее обшиваем. Было сложно учесть все пропорции. Она ведь должна не только соответствовать эскизу, но и смотреться гармонично, чтобы актеру удобно было с ней играть.

Конечно, часть работы производилась на машине, но большая выполнялась вручную, например, плечевые швы, верхняя часть рукава. Да и сама отделка была сделана своими руками. Та же юбка, ее нужно было украсить жемчугом,а на ткани сделать эффект жатости. Или туфельки, они сделаны из кожи,на них тоже нужно было пришить жемчужинки.

Костюм на куклу сшить всегда сложнее, чем на человека. Чтобы обшить такую куклу, уходит не одна рабочая смена. Самое главное, что дети воспринимают кукол как живых, поэтому здесь не может быть никакой халтуры.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ