285 подписчиков

Роботизированная коробка передач: почему ломается и как сохранить

5,9K прочитали
Какие бывают РКПП, чего нельзя делать на автомобиле с роботом, и что такое «защита от дураков»?

Какие бывают РКПП, чего нельзя делать на автомобиле с роботом, и что такое «защита от дураков»?

В сущности, роботизированная коробка передач (РКПП) – это «механика» с электронным управлением, поэтому некоторые считают «робот» компромиссной коробкой между «механикой» и «автоматом».

Если коротко, РКПП работает так: электронные датчики отслеживают параметры движения, передают данные в блок управления, и коробка реагирует на действия водителя. Робот имеет два режима управления: автоматический и полуавтоматический. В первом случае коробка работает по заранее заложенным алгоритмам. «Полуавтомат» же позволяет переходить на высокие передачи вручную.

В РКПП применяется фрикционная система с одинарным либо двойным сцеплением. Все современные роботы имеют двойное сцепление, сохраняющее мощность и динамику двигателя.

Какие бывают роботы

А бывают они гидравлические и электрические. В первом случае всю работу делают гидроцилиндры под управлением электромагнитных клапанов. Поскольку гидравлические РКПП должны поддерживать постоянное давление жидкости, они потребляют больше энергии, но и срабатывают гораздо быстрее. Такие роботы менее экономичны и устанавливаются на спортивные автомобили.

В основе электрических РКПП – сервомоторы и механизмы, и такие коробки медленнее, но экономичнее и ставятся на бюджетные авто.

Среди РКПП есть коробки преселективные, позволяющие при одной включенной передаче включить другую передачу почти мгновенно. Ни одна другая система сцепления не может похвастаться этой возможностью.

Кроме технологических различий, робот отличается от АКПП эксплуатационно. РКПП потребляет меньше масла и топлива, дешевле в ремонте и обслуживании. Считается, что привычный «гидроавтомат» переключает скорости более плавно, но это отличие заметно в сравнении с РКПП старых образцов и б/у агрегатами. Современные роботы с двойным сцеплением переключаются без рывков и при правильной эксплуатации вполне долговечны. Однако основные недостатки робота неизменны: неспособность «переваривать» большие мощности, дороговизна ремонта и общеизвестная «капризность».

Пара слов о DSG

Какие бывают РКПП, чего нельзя делать на автомобиле с роботом, и что такое «защита от дураков»?-2

VAG-овские коробки снискали дурную славу. Разумеется, роботы первых поколений были весьма капризны. Но только ли в этом дело?

Какой водитель признается, что сам загубил коробку «рваной» ездой, силясь выжать «максимум» из бюджетного авто, не предназначенного для резких стартов и экстренных торможений перед каждым светофором? Вот вы, например, признались бы?

Какой механик в здравом уме станет рекомендовать технику, на ремонте которой потом не сможет заработать?

Все это стоит помнить, прислушиваясь к советам разного рода «гаражных специалистов».

Чего нельзя делать на автомобиле с роботом

Какие бывают РКПП, чего нельзя делать на автомобиле с роботом, и что такое «защита от дураков»?-3

Согласно расхожему мнению, при движении в пробках нужно постоянно включать нейтральный режим «N», чтобы не перегревать коробку. Но для современных роботов (в том числе DSG) это неактуально, потому что они оснащены так называемой «защитой от дураков»: после нажатия тормоза сцепление робота размыкается.

На РКПП крайне вредно двигаться малыми интервалами, часто отпуская тормоз, потому что это приводит к частым кратковременным смыканиям и размыканием сцепления.

При движении «накатом» ни в коем случае нельзя резко тормозить, поскольку в этом случае сцепление жестко связано с маховиком, и при блокировке колес тормозом вся нагрузка ложится на узлы КПП. При движении накатом тормозить на роботе следует плавно.

Самый опасный режим для РКПП – это так называемый «старт с двух педалей», когда водитель одновременно удерживает педали газа и тормоза, а после наращивания оборотов, резко отпускает тормоз, и автомобиль срывается с места. В этом случае происходит резкое сцепление двух дисков, один из которых вращается с высокой скоростью. В результате таких «быстрых стартов» РКПП приобретает характерный треск.

Послушных и надежных вам роботов, и удачи на дорогах!

Подписывайтесь на наш канал, и читайте все самое интересное об автомобилях в журнале Carwego