Группа «Европейский диалог» дважды в месяц выпускает дайджест с обзором наиболее интересных исследований по проблемам внутриевропейской политики и отношений между Европой и Россией. Для тех, у кого нет времени читать большие тексты, мы рассказываем, в чем их суть и как можно применять их выводы на практике. Вы также можете познакомиться с предыдущими выпусками дайджеста.
Во второй половине июля Европа в основном обсуждала внутренние политические проблемы, связанные с приближающимся «дедлайном» выхода Британии из ЕС, последствиями проведенного саммита по миграции и продолжающийся конфликт между Правительством Польши и Еврокомиссией.
1. ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ БРЕКЗИТА — В СВОРАЧИВАНИИ ЩЕДРОЙ ПОЛИТИКИ БРИТАНСКОГО WELLFARE STATE
После публикации новых условий выхода Британии из ЕС кабинетом министров Терезы Мэй в Европе не стихает спор по этому документу.
Поставив в центр нового соглашения между Лондоном и Брюсселем Зону свободной торговли, Мэй спровоцировала как очередной внутриполитический кризис в своем правительстве, так и волну критики со стороны представителей Евросоюза. В частности, против наиболее важных положений о будущих торговых условиях выступил главный переговорщик ЕС по Брекзиту — Мишель Барнье. Жесткую позицию занял и французский президент Эммануэль Макрон, надеющийся на перемещение из Лондона в Париж порядка 3,5 тысяч финансовых компаний в результате окончательного «развода» Европы с туманным Альбионом.
Исследование политэкономиста из Уорикского университета (Warwick University), признанного вузом года в Великобритании в 2015 году, может пролить свет на позицию кабинета консерваторов по Брекзиту. Тьемо Фетзер сравнил данные по голосованию за Партию независимости Соединенного Королевства (UKIP) с результатами референдума о выходе Британии из ЕС.
Сравнительные данные по голосованию за Партию независимости Соединенного Королевства (UKIP) с результатами референдума о выходе Британии из ЕС (источник)
Предсказуемо выяснилась высокая корреляция между сторонниками UKIP и теми, кто голосовал за Брекзит. Но дальнейшее исследование причин такого электорального поведения выявило связь между ростом поддержки популистов в тех регионах и тех социальных группах, которые наиболее сильно пострадали от реформы политики социального обеспечения, проводимой кабинетом консерваторов с 2010 года. Эта реформа предполагала серьезное сокращение социальных выплат и различных форм поддержки людей, потерявших работу или находящихся в трудной экономической ситуации по иным причинам. Видимо, британские «синие воротнички» связали причины падения своего уровня жизни с глобализацией и интеграцией Лондона в европейское сообщество и высокой зависимостью экономики Королевства от остальной Европы после финансового кризиса 2008 года. Эти взгляды удачно использовало популистское меньшинство, представленное партией UKIP и рядом других радикальных движений, для того чтобы укрепить свои позиции на местных выборах и выборах в Европарламент. В дальнейшем это позволило популистам более успешно продвигать тематику Брекзита и добиться проведения референдума, причем «чужими руками».
Британские «синие воротнички» связали причины падения своего уровня жизни с глобализацией и интеграцией Лондона в европейское сообщество и высокой зависимостью экономики Королевства от остальной Европы после финансового кризиса 2008 года
Это исследование четко демонстрирует связь между сворачиванием щедрой социальной политики и дальнейшими основаниями для роста поддержки популистов, а также объясняет по крайней мере часть политических мотивов кабинета Терезы Мэй по Брекзит. Если экономические условия нового договора с ЕС приведут к дальнейшему падению уровня жизни нижней когорты среднего класса Британии — это приведет лишь к укреплению позиций UKIP и других популистских движений, которые уже сейчас обвиняют Правительство в недостаточной радикальности условий «развода» с Европой. Поэтому Мэй стремится сделать Брекзит максимально символическим: с одной стороны, демонстрирующим освобождение Лондона от «европейского гнета», с другой стороны, сохранив все возможные рыночные и торговые связи с ЕС для минимизации падения британской экономики после выхода.
2. ЕВРОПЕЙСКИЕ ВЫБОРЫ-2017: ОБНОВЛЕНИЕ НА ФОНЕ КРИЗИСА «ЛЕВЫХ» СИЛ
Российские эксперты из Института Европы РАН в июле также выпустили большой сборник, посвященный выборам и политическим партиям Старого Света по итогам избирательных кампаний 2017 года.
Один из главных выводов сборника — на европейской партийно-политической арене продолжается масштабное обновление основных игроков. В большинстве переживших в прошлом году выборы странах Европы позиции в легислатурах разного уровня усилили новые лица и проекты: от ставшего самым молодым европейским премьер-министром австрийского Себастьяна Курца до избравшейся в парламент новой партией националистов из Норвегии — «Партии прогресса». Подобные успехи новых политических сил авторы сборника чаще всего объясняют ростом популярности популистских идей и эффективностью популистских механизмов в борьбе за власть, а также общей усталостью избирателя от старых партийных брендов.
Под натиском популистов справа и после откровенно неудачного десятилетия для социалистов после кризиса 2008-2009 года в Европе, который в большинстве стран сопровождался сокращением социальных программ, «левый фланг» идеологического спектра вынужден проходить перезагрузку
Второй общий вывод авторский коллектив ИЕ РАН обозначает как ослабление и выход из большинства правящих коалиций левых и левоцентристких сил в Европе. Под натиском популистов справа и после откровенно неудачного десятилетия для социалистов после кризиса 2008-2009 года в Европе, который в большинстве стран сопровождался сокращением социальных программ, «левый фланг» идеологического спектра вынужден проходить перезагрузку. Там, где левые до сих пор удерживают или хотя бы входят в Кабинеты — Греция, Португалия и Испания — проводимая этими Кабинетами политика, скорее, противоречит ценностям партий, а значит те будут вынуждены перестраиваться к следующим выборам.
Естественно, этот вывод не относится к Скандинавским странам, где власть традиционно принадлежит социал-демократам. Их успех на муниципальных выборах в Дании в прошлом году снял с повестки вопрос угрозы правого поворота в Северной Европе, о котором говорили эксперты на протяжении 2015-2016 гг.
3. ОБЗОР САНКЦИЙ: ОТ ЕВРОПЫ ДО ИРАНА
РСМД в июле запустила санкционный дайджест, в котором еженедельно собирается анализировать применение санкций как инструмента международной политики и делать обзор основных ограничений, вводимых или продлеваемых США, ЕС и Россией. Дайджест представляет собой продолжение доклада, выпущенного РСМД в марте этого года под авторством Ивана Тимофеева.
Разнонаправленность санкционной политики США — не только в отношении России, но и случае Ирана, Китая и Северной Кореи — подчеркивает характер санкций как инструмента межэлитного торга во внутриполитических вопросах
Владимир Морозов — автор этого дайджеста и программный координатор РСМД — обращает особое внимание что обмен санкциями во второй половине июля между Россией, США и европейскими странами продолжился, несмотря на сначала ожидания, а затем и последствия встречи Владимира Путина и Дональда Трампа. Подчеркнуто теплый характер встречи двух президентов, сопровождался ужесточением позиции Конгресса по отношению к Москве и ее инициативам. Так, под угрозой ограничений оказались партнеры России по проекту газопровода «Северный Поток-2», только недавно получившим одобрение на строительство от лидеров ряда стран ЕС. Вероятно, под давлением элиты США американский сервис Booking.com убрал возможность бронирования гостиниц в Крыму не для деловых поездок.
Подобная разнонаправленность санкционной политики США — не только в отношении России, но и случае Ирана, Китая и Северной Кореи — подчеркивает характер санкций как инструмента межэлитного торга во внутриполитических вопросах. Даже если единства во внешней политике у политической элиты страны нет, гибкость инструмента ограничений — в США санкции могут накладывать, как Президент, так и Конгресс — позволяет претворять в жизнь разнонаправленный курс в интересах завоевания голосов своего избирателя каждым политическим агентом.
4. БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ МОЖНО ДОБИТЬСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ СТРАН В СОЮЗНИЧЕСКИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ БЛОКИ
В июле опубликованы результаты и практические рекомендации по итогам очередного воркшопа программы НАТО «Партнерство во имя мира» (Partnership for Peace) c экспертами из Европы и стран СНГ. Воркшоп был посвящен проблемам безопасности на Южном Кавказе в свете растущей напряженности между ЕС и Россией, как основными агентами влияния в этом регионе, и разработкой Евросоюзом новых договоренностей в сфере своей обороны.
Главная рекомендация, вынесенная экспертами в публичный документ — укреплять сотрудничество между ОДКБ и ОБСЕ, вовлекая в работу конфликтующие между собой стороны на Южном Кавказе. Зависимость государств от собственных обязательств и обязательств союзников по международным организациям, способна выступить буфером, снижающим риски перехода ситуации в открытое вооруженное противостояние. Поскольку средне- и долгосрочные интересы по стабилизации обстановки у ЕС, НАТО и России в этом регионе совпадают, именно эти акторы в состоянии организовать процесс сближения конфликтующих сторон. Кроме того, данная зона сотрудничества может позитивно сказаться и на отношениях между Россией и Западом и по другим направлениям, учитывая эффект «перелива» (spillover effect) в мировой политике.
Укрепление сотрудничества между ОДКБ и ОБСЕ с вовлечением в работу конфликтующих между собой сторон на Южном Кавказе и возникающая зависимость государств от собственных обязательств и обязательств союзников по международным организациям, способна выступить буфером, снижающим риски перехода ситуации в открытое вооруженное противостояние
Последовательность шагов для данной процедуры довольно проста. Первое — снизить риски эскалации конфликтов, реализовав механизмы предотвращающие «войну по ошибке» («war by mistake»), в том числе путем организации нейтральных «миссий по поддержанию мира». Второе — нарастить информационную открытость и объективность в освещении ситуации в зонах конфликта, предотвращая обоюдную демонизацию в СМИ и публичном поле противоборствующих стран. Третье — использовать имеющиеся или создать новые механизмы гражданского общества, которые будут иметь доступ в зоны конфликта и обладать доверием каждой из сторон.
С учетом резкой смены политической элиты в Армении весной этого года и прихода к власти в Ереване Никола Пашиняна, уже заявившего о намерении выработать новые подходы в урегулировании Карабахского конфликта — какая-то часть из этих рекомендаций экспертов может быть востребована в ближайшем будущем.
5. СОВЕТЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: «УДАРИТЬ КРИТИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ ПО РОССИЙСКОЙ ПРОПАГАНДЕ»
Один из крупнейших американских исследовательских центров RAND Corporation выпустил масштабный доклад о российском влиянии на страны Восточной Европы через социальные сети. В российском публичном пространстве доклад разобрал эксперт РСМД и ЦСР Олег Шакиров.
Выводы экспертов RAND Corporation не утешительны для России: США видит российскую пропаганду повсеместно, ее критерии точно не определены, а воздействие оценивается по параметрам, которые сложно назвать объективными. Наиболее интересный результат работы центра — исследователи попробовали посчитать количество пророссийских ботов и троллей, распространяющих информацию в интересах Кремля по странам Восточной и Центральной Европы. Применив особый механизм отслеживания связанности аккаунтов и их публикаций в Твиттере, авторы доклада обнаружили порядка 41 тысячу аккаунтов, которые, по их мнению, создавали специализированный информационный фон для освещения событий с выгодной Москве стороны с июля 2016 по начало 2018 года. Попутно RAND также удалось обнаружить схожее по масштабам «сообщество аккаунтов (39 тысяч) настроенных про-украински и соответственно ведущих свой «неравный бой» в информационном пространстве на стороне Киева. Хотя методология данных подсчетов вызывает вопросы, все же это первый основанный на данных результат измерения масштабов воздействия пророссийских сил в социальных медиа.
Анализ сетевого сообщества
Кроме того, эксперты пытались выявить содержание и месседжи российского воздействия в ходе подобных информационных атак. Так, авторы настаивают, что главное направление российской пропаганды на территориях Балтийских государств и стран СНГ — использование этнического фактора: тролли пытаются вбивать клинья между русскоязычным меньшинством и остальными группами в данных государствах, подчеркивая негативное влияние политики, ориентированной на Западные образцы. Для более удаленных от России стран: Польши, Венгрии, Чехии, отчасти даже Германии — тролли используют другую тактику, «очерняя» и показывая недостатки работы демократических институтов в Европе и поддерживая популистские движения.
Рецепт по сопротивлению российской пропаганде RAND Corporation предлагает один: просвещение общества в Восточной и Центральной Европе через развитие навыков медиаграмотности и критического мышления. Добившись результатов по этому направлению, следует переходить к «заместительной терапии» — формированию собственного пула качественных медиа-ресурсов, которые как не будут излишне демонизировать Россию, так и показывать однобокую и только позитивную «картинку» о происходящих в самой Европе событиях.