759 подписчиков

Точность слов: чем культ отличается от религии

1,4K прочитали

Если погуглить, то окажется, что это очень популярный вопрос. Дебаты об отличиях культа и религии идут как на русском, так и на английском языках.

Объединяет их одна черта: каждый из высказывающихся по этой теме исходит из собственного уже готового представления о том, что такое культ, что такое религия — и пытается объяснить его окружающим.

Проблема в том, что эти разговоры начинаются с конца: у читателей, собеседников и оппонентов тоже есть своё представление о том, что такое культ, а что — религия. Иное представление — иначе не было бы и предмета для спора.

А значит, объяснять свою точку зрения, с какими бы благими намерениями это ни делалось, уже поздно — весомость чужого субъективного мнения от детальности объяснения не меняется.

Даже Гугл в таких ситуациях может не дать простого ответа, иначе, опять же, и спорить было бы не о чем, потому что многие определения тоже окажутся не более, чем отражением ещё чьих-то представлений.

Когда разногласие уже состоялось — время возвращаться к истокам проблемы.

В споре о смысле слов это означает, что пора вспомнить о том, что они означают.

Происхождение слова «культ»

Если вы не можете сойтись в значении слова — ищите подсказку в его ДНК, в истории слова.

Этимология слова «культ»
Этимология слова «культ»

«Культ» происходит от латинского корня cult-, означающего поклонение.

Кстати, от этого же корня происходит и слово «культура».

В статье о происхождении и значении слова «культура», я писал, что древние римляне использовали слово cultura исключительно в аграрных целях: оно означало возделывание — то есть, обработку земли и выращивание урожая.

Несложно заметить, что общая идея, лежащая в поклонении божеству и возделывании земли — это уделяемое и тому, и другому процессу внимание.

В каком-то смысле, возделывание земли и есть поклонение ей — ведь от неё зависит, будет ли урожай — а значит, будет ли жизнь.

Божество задабривается дарами, земля — зёрнами, водицей, истреблением сорняков.

В русском языке эта связь прослеживается в выражении «уход за землёй».

В общем, всё довольно просто. In fact, насколько это было просто, я понял только, когда взялся за историю слова «религия».

Происхождение слова «религия»

С религией никогда ничего не бывает просто. Даже с самим словом оказалось всё сложно.

Вместо статьи с историей слова «религия», я обнаружил две вероятные гипотезы происхождения этого слова — и отсутствие определённости с предпочтительным вариантом.

Проникая всё глубже в эту ситуацию, чтобы решить свою прикладную задачу: найти в истории слова «религия» некую точку отсчёта, которая укажет на возможное оригинальное значение слова и его корни — я, в итоге, раскопал обе гипотезы полностью до их античных корней — и, по результатам проведённого ресёрча, сделал выбор, в котором более, чем уверен.

Им стало упоминание слова religiosi Цицероном в его легендарном трактате De natura deorum («О природе богов»).

В нём Цицерон пишет, что «религиозный» (religiosi) — это человек, изучивший канон своей веры и неукоснительно ему следующий.

Более того, там же у Цицерона нашлось упоминание и слова «культ», а также сравнение религиозного поведения с поклонением культу.

Иными словами, в одном месте этот великий оратор древности и невезучий архивраг Гая Юлия Цезаря не только представил, возможно, одно из первых упоминаний «религиозности» — но ещё и, заодно, ответил на вопрос этой статьи.

Цицерон описал два типа вовлечённых в поклонение сверхъестественному людей: суеверные и религиозные.

  • Суеверные люди обладают поверхностным представлением о том, во что верят, находятся в постоянном страхе и низводят свою веру до суеверия.
  • Религиозные люди усердно подходят к культу, изучают канон и неукоснительно ему следуют.

Религия vs культ

Происхождение слова «культ» означает, что поклонение — то есть, выполнение неких обрядов — главная его суть. Поклонение чему?

Силе, от настроения которой зависит будущее членов культа так же, как от плодородия культивируемой земли.

Описание этой силы составляет мифологию культа.

Мифология = объект поклонения

Культ = мифология + обряды

Если обратите внимание, то это определение подходит не только к религиозным, но и светским культам — культам личности.

Культ личности Ленина, Сталина, Гитлера, Мао и других, точно так же имел свою мифологию, и поклонение им считалось обязательным условием наступления «светлого будущего».

Отталкиваясь от определения Цицерона, определившего религиозного человека, как знающего свою веру и следующего обрядам, можно сказать, что культ превращается в религию, когда:

1. Систематизируются обряды (возникает канон, в переводе с греческого — правила). Это позволяет масштабировать процесс поклонения за пределы не только одного поселения или племени, но и за границы проживания одного народа, на другие народы.

2. Выполнение обрядов становится организованным, что, в свою очередь, должно подразумевать возникновение института жречества.

Иными словами, возникает церковь.

Церковь = канон + жречество

Религия = мифология + обряды + канон + жречество = культ + церковь

Церквей в рамках одной религии, как мы знаем, может быть несколько, пока они объединены одним культом (то есть, общей мифологией и обрядами) — как иудаизм и христианство.

Когда в едином знаменателе остаётся только одна мифология, но с другим каноном, жречеством и обрядами — возникает другая религия с общими корнями (как ислам, который относится к авраамическим религиям и делит с иудаизмом и христианством общий миф в своей основе).

Два типа верующих, по Цицерону:

Религиозный человек = культ + знание канона культа + следование канону культа

Суеверный человек = культ + слабое знание канона культа + бессистемное следование канону культа

Думаю, по существу с таким определением не станет спорить даже Православная церковь.

Возможно, им не понравится слово «культ» из-за ассоциаций с сектой — но мы же говорим о значении слов, а не их восприятии, верно?

В слове культ, однокоренном с культурой — нет ничего страшного. Культ — это просто латинское слово, означающее поклонение человека силе, от которой он зависит.

Таким образом, культ — неотъемлемая часть любой религии, причём необязательно традиционной, но и секулярной, как в тоталитарных государствах XX века.

Однако, не всякий культ — это религия, и от религии его отделяет то же самое, что деревенского кузнеца — от металлургического завода.

*** *** ***

И ещё: