Реакция российских властей на американские санкции становится изобретательнее. Правительство на портале правовых и нормативных актов опубликовало проект закона, согласно которому должны быть внесены существенные изменения в ФЗ №177 от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле».
Отечественные компании и предприятия могут быть освобождены от обязанности проводить внешнеторговые операции через российские уполномоченные банки. Но только если они будут включены иностранными государствами в ограничительные списки.
Контроль против санкций
Российские уполномоченные банки являются одним из краеугольных камней общей системы валютного контроля. Все экспортно-импортные переводы необходимо проводить через их счета. Фактически они играют роль агентов валютного контроля. Информацию о всех крупных операциях своих клиентов они передают в ЦБ и Росфинмониторинг.
Данная схема понадобилась для того, чтобы пресекать липовые внешнеэкономические контракты, предназначенные для незаконного вывода валюты за рубеж. Например, заключался контракт на поставку товаров или услуг нерезидентам. Деньги переводились на зарубежные счета, но никаких реальных поставок не осуществлялось, и экспортная валютная выручка, естественно, в срок 180 дней на родину не возвращалась. Сходные ситуации складывались и в сфере импорта. Деньги за границу в оплату ввоза товаров на российскую таможенную территорию уходили, а вот сами товары не поступали.
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» во многом улучшили ситуацию. Но появились новые вызовы.
Санкции США, ЕС и ряда других западных стран против России – в наказание за Крым, Донбасс и, совсем недавно, за отравление нервно-паралитическим газом отца и дочери Скрипаль.
Помимо ограничительных мер в адрес российских компаний и банков, а также физических лиц, правительство США стало применять вторичные санкции против любых других юрлиц за сотрудничество с Россией. Неслучайно крупные российские банки не спешат открывать филиалы или дочерние компании в Крыму. Санкционный вал постоянно набирает силу. Последние ограничительные меры были объявлены в августе. Законодательная база для них была заложена прошлогодним законом CAATSA («О противодействии противникам Америки путем санкций»). Этот правовой акт обязывает исполнительную власть, прежде всего госдеп и минфин, регулярно обновлять «черные» списки российских юридических и физических лиц. Апрельские санкции, напрямую направленные на активы Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга, также были введены согласно CAATSA. Российским олигархам не повезло. Продукция их предприятий запрещена в США. Дерипаске под давлением американского минфина пришлось выйти из контролирующих органов своих ведущих компаний. Речь даже зашла о передаче акций «Русала» в американский слепой траст.
Не повезло и стальному магнату, владельцу ведущего российского предприятия в сфере производства энергооборудования «Силовые машины» Алексею Мордашову. Его компания еще в январе этого года была внесена штатовским минфином в ограничительный список Specially Designated National в наказание за поставки турбин на крымскую ТЭС. Возникли и угрозы вторичных санкций. В результате зависли $100 млн, которые одна из вьетнамских госкомпаний должна была заплатить «Силовым машинам» за строительство электростанции. Банки, включая российские, опасаются, что за перевод денег в Петербург их накажут в Вашингтоне. Вьетнамская сторона, в свою очередь, не может изменить ни условия самого контракта, ни его валюту.
В сентябре Мордашов обратился за помощью в правительство. Ответные меры российский Минфин и ЦБ разработали в кратчайшие сроки. Законопроект об облегчении валютного контроля был опубликован 3 октября и еще не рассматривался в Госдуме, но после его одобрения начнет действовать задним числом – с 1 сентября.
Изменения в законодательстве освобождают отечественные предприятия и физлица от угрозы применения против них наказаний, предусмотренных законом «О валютном регулировании...», в случае включения их в санкционные списки иностранных государств или их объединений.
Ключевой пункт нововведений – разрешение не перечислять денежные средства при проведении внешнеторговых контрактов на счета российских уполномоченных банков, а сразу переводить на свои счета в иностранных кредитных учреждениях либо на счета контрагентов-нерезидентов, купивших или продавших российской стороне товары или услуги. Это ускорит расчеты, а главное – даст возможность привлекать к реализации контрактов третьи лица, в пользу которых можно будет уступать права требования на получение денежных средств.
Кроме того, Центробанк не будет требовать возврата экспортной выручки, если она была получена в рублях.
В пояснительной записке к законопроекту послабления в сфере валютного контроля объясняются «минимизацией последствий введения иностранными государствами в отношении отдельных резидентов мер ограничительного характера» и «созданием благоприятных условий для осуществления такими резидентами внешнеэкономической деятельности».
Назад из офшоров
Конечно, скорость рассмотрения антисанкционного закона впечатляет. Появилась надежда, что российские власти в ноябре, когда конгресс США и госдеп примут очередные ограничительные меры, которые могут запретить для российских банков долларовые расчеты, окажутся еще более поворотливыми.
Но надо признать, что пока российская финансовая система к новому удару не готова. Масштабного перехода на внешнеторговые расчеты в национальных валютах не происходит. Не торопятся российские олигархи и возвращать в российскую юрисдикцию предприятия, зарегистрированные за границей, хотя правительство уже учредило особые экономические зоны (своего рода российские офшоры) на островах Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград). Там созданы особые налоговые условия (подробнее см. материал на 4 стр.).
То же и с денежными средствами. По неофициальным оценкам, в офшорах пережидают лучшие времена до $1,3 трлн. По номинальному валютному курсу – это почти еще один федеральный бюджет. Трудно даже предположить, какой финансовый эффект получится, если хотя бы часть этих средств будет вложена на рынок ОФЗ и акции отечественных компаний. Но в любом случае рынок гособлигаций легко переживет даже полный уход нерезидентов, в основном американских инвесторов. Ускорение же экономического роста просто не поддается точному расчету. Внутренние запасы наличных долларов также серьезно пополнятся, а значит, запрет США на расчеты российских банков в их валюте первое время вряд ли серьезно ухудшат нашу финансовую ситуацию.
Однако особых телодвижений в этом направлении не замечено. Хотя российские частные вклады в американских финансовых институтах в последнее время медленно, но верно уменьшаются.
Таким образом, антисанкционные меры правительства и частных структур могут и серьезно запоздать. Тем более, не известно насколько они станут эффективными в условиях применения Вашингтоном вторичных санкций против третьих лиц, организаций и стран. Не стоит сбрасывать со счетов и новые антироссийские санкции Евросоюза. В ноябре Брюссель собирается ввести в действие так называемые химические ограничительные меры из-за «дела Скрипалей».