Найти тему

ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Курт Швиттерс "Мерц 29А" (1920-1940 гг.) - ассамбляж - 93 х 113.5 х 17 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия
Курт Швиттерс "Мерц 29А" (1920-1940 гг.) - ассамбляж - 93 х 113.5 х 17 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия

Курт Швиттерс наиболее известен неожиданными композициями из "найденных предметов", которым он дал название "Мерц".

В "Мерце 29A" это крышка консервной банки, кусок ваты, ощетинившееся спицами сломанное колесо-маховик и железная цепь. Композиция состоит из двух параллельных фрагментов зубчатых колес, вторгающихся в область изображения слева. Все остальные элементы изображения ориентированы на них.

Верхний слой однотонной краски служит, в первую очередь, цели объединения композиции и не дает ей стать простым собранием множества разрозненных мелких предметов.

Курт Швиттерс "Мерц 29А" (1920-1940 гг.) - ассамбляж - 93 х 113.5 х 17 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия
Курт Швиттерс "Мерц 29А" (1920-1940 гг.) - ассамбляж - 93 х 113.5 х 17 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия

"Мерцизм" характерен тем, что всегда допускает множество интерпретаций.

"Мерц 29А", в частности — изображение монументального заводского цеха, в котором огромные зубчатые колеса и шкивы управляют машинами. Прямоугольник, расположенный в верхней части изображения — это окно здания, наглядно иллюстрирующее пропорции гигантских станков.

Тем не менее, в работе нет никаких признаков энтузиазма в отношении технологий, которые были характерны для искусства итальянских футуристов. Завод Швиттерса выглядит устаревшим, станки его частично повреждены и, кажется, ничего не производят.

Это ироничный ответ художника на настроение того времени, чей энтузиазм в отношении современных технологий резко контрастировал с господствующим в стране политическим хаосом.

Курт Швиттерс "Мерц 29А" (1920-1940 гг.) - ассамбляж - 93 х 113.5 х 17 см. - Музей Шпрегеля, Ганновер, Германия
Курт Швиттерс "Мерц 29А" (1920-1940 гг.) - ассамбляж - 93 х 113.5 х 17 см. - Музей Шпрегеля, Ганновер, Германия

Клочком бумаги, на котором написан его адрес в Ганновере, Курт Швиттерс вводит в композицию работы и самого себя, зажатого между шестеренками гигантской машины.

Кроме того, художник также дал этому механическому построению и политическую интерпретацию.

На оборотной стороне работы он написал:

Инструкции по применению. Колесо-маховик должно быть повернуто только вправо до тех пор, пока правая спица не будет направлена вертикально вверх. Запрещено поворачивать колесо влево.

Таким образом, художник иронично комментирует политическое противостояние партий консерваторов и социалистов.