В начале XVI века рьщарское снаряжение в Европе достигло пика своего развития. Огнестрельное оружие еще не стало главным на полях сражении, и конный рыцарь по-прежнему был аналогом танка, сметающего все на своем пути. Защищал его при этом сплошной латный доспех, названный по имени императора Священной Римской империи Максимилиана I.
B XIV-XV веках развитие рыцарских доспехов шло по нескольким параллельным направлениям. Два основных представляли итальянские и германские оружейники. Первые создали миланский доспех - настоящее произведение искусства, предоставляющее рыцарю полную защиту, при этом сохраняя достаточно подвижности, чтобы вести активный бой как сидя на коне, так и спешившись. Вершиной умений немцев стал подвижный готический доспех, легко узнаваемый по обильному рифлению, покрывающему все элементы. В начале XVI века эти линии сошлись воедино, и на стыке южных и северных тенденций появился максимилиановский доспех - финальный аккорд симфонии рыцарской эпохи.
Два водном
Главным отличием миланского доспеха от готического было то, что итальянцы научились лучше обрабатывать металл, так что могли изготавливать
более крупные элементы из цельного листа металла. Немцы же были вынуждены делать множество мелких деталей и соединять их воедино. Для большей надежности они стали делать многочисленные ребра жесткости. Это гофрирование, или рифление, удачно сочетало практический и декоративный смысл, так что быстро стало визитной карточкой готических лат.
В максимилиановском доспехе два этих подхода соединились. Детали здесь были крупнее, чем у готики, но тоньше и легче, чем у миланского. Жесткость и надежность достигались за счет все того же рифления. Вес при этом удавалось уменьшить. Внешние края пластин отгибались наружу, заворачивались в трубочку и обрабатывались до придания сходства с витыми веревками. Так получалось еще одно ребро жесткости, останавливавшее удар до того, как он достигнет тела.
Перчатки делались из пластин мельче, чем у итальянцев, что давало большую свободу движениям кисти. При этом рука была защищена даже от прямого удара по пальцам. Со временем перчатки стали делать так, чтобы они не мешали рыцарю стрелять из пистолета.
Кстати, надежность максимилиа-новского доспеха была такова, что примитивное огнестрельное оружие того времени не могло пробить его с большой дистанции. Стрелку необходимо было дождаться приближения рыцаря и бить наверняка, в упор. А для этого требовались крепкие нервы - несущийся на полном скаку всадник с булавой или копьем внушал ужас.
Стальные модники
Свое название новый тип доспеха получил от имени Максимилиана I, который начал править Священной Римской империей в 1508 году. Для того чтобы из короля Германии и эрцгерцога нескольких областей стать императором, Максимилиану пришлось немало повоевать. И эти войны, конечно, сильно развили и продвинули вперед немецкое оружейное дело. Император и сам был отличным бойцом, обладавшим гигантской физической силой и выигравшим немало турниров. Кроме того, его имя удачно ассоциировалось с понятием «максимальной защиты». Так что выбор был очевиден. Хотя есть мнение, что при жизни императора понятие «максимилиановский доспех» не употреблялось.
Максимальность защиты распространялась в том числе и на ноги. Латные ботинки сабатоны характерной формы с широкими носами называли медвежьими или утиными лапами. Делали их, кстати, копируя форму модной придворной обуви. Рыцарь должен был быть красивым как на балу, так и в бою.
Главной же деталью максимилианов-ского доспеха, вокруг которой строилось все, было горже - стальное ожерелье, защищавшее шею и верхнюю часть груди. Оно надевалось в первую очередь. Поверх спереди и сзади размещалась кираса, с боков кожаными ремешками крепились латные руки и защита плеч. На голову водружался шлем, который опирался на горже, снимая нагрузку с шеи и головы. Ноги защищались набедренниками и наголенниками, к которым пристегивались сабатоны.
Наплечники стали такими большими, что заходили далеко на грудь. Это сделало ненужной такую традиционную деталь доспехов прошлых веков, как рондель - подвешенный на отдельном ремешке металлический диск, защищавший подмышку. Хотя с правой стороны рондель часто все-таки делали, так как там в наплечнике имелся вырез для копейного крюка.
Получившаяся конструкция весила около 35 килограммов и была достаточно подвижной, чтобы воин мог сражаться. Однако о мобильности рыцарей XIV века оставалось только мечтать. Но этим готовы были пожертвовать ради фактической неуязвимости.
С опущенным забралом
С максимилиановским доспехом носились два типа шлемов - армет и бургиньот. Первый из них был известен еще с XIV века и отличался прежде всего сферической формой (а не сфероконической, как шлемы более раннего периода). К XVI веку армет был доведен до совершенства в максими-лиановском стиле - появилось рифление купола.
Основной отличительной чертой стало забрало, которое имело несколько разновидностей. Забрало «гармошкой» состояло из горизонтальных ребер и щелей. «Воробьиный клюв» действительно вызывал ассоциации с птицами за счет своей остроносой формы. В 1520-е годы этот «клюв» стали разделять на верхнее и нижнее забрало. Так что стало можно поднять верхнее забрало («разинуть клюв»), улучшив обзор. Низ лица при этом оставался защищенным, но при необходимости забрало можно было поднять и полностью. «Обезьянье лицо» имело под зрительными прорезями выступающую вперед, похожую на решетку, часть забрала с широкими вертикальными прорезями. А «гротескное» забрало представляло собой маску в виде человеческого лица или морды зверя.
Бургиньот легко было узнать по наличию козырька и выраженных науший. Также часто шлем украшался гребнем. Козырек надежно защищал лицо от любого рубящего удара сверху. Так что сражаться можно было даже с открытым лицом (для улучшения обзора и облегчения дыхания). Бургиньот был более легким в сравнении с арметом. Это обеспечило ему долгую жизнь. После того как максимилиановский доспех сошел с исторической арены, бургиньоты (как правило, без забрала) охотно использовались легкой конницей.
Век максимилиановского доспеха оказался недолог. Уже к середине XVI столетия он утратил актуальность, так как изменилась война. Максимилиан I стал активно использовать наемные войска ландскнехтов. И довольно быстро выяснилось, что слаженно действующая, легко вооруженная пехота из «неблагородных» достигает куда большего, нежели рыцарское ополчение. Так что на смену закованным с головы до ног в металл «живым статуям» пришли рубаки в ярких костюмах с длинными пиками, двуручными мечами и аркебузами. А доспехи заняли свое место в каминных залах замков.
© Виктор Банев
Интересные статьи:
Бордель в Кремле
Крестная мама в СССР