Дополненная реальность - это что-то со смартфона или игровой консоли, какие-то современные передовые технологии, которые могут показать нам предмет или существо так, будто они действительно существуют в нашем окружении.
Так ведь?
Так, но не совсем. Это не обязательно современные передовые технологии. О дополненной реальности знали еще в древнюю древность. Например, в XVI веке уже существовали способы обмануть зрителей и заставить их видеть то, чего в действительности не было.
Зеркала
XVI век, Франция. Затемненная комната... И призрачная фигура, которой просто не может быть там, но вы ее видите своими глазами. Именно так описывал дополненную реальность в 1558 году ученый Джамбаттиста делла Порта.
Суть иллюзии заключалась в прозрачном стекле. Его начищали так хорошо, что при правильном освещении можно было одновременно и смотреть сквозь него и видеть отражение в нем.
Вот такое стекло и ставили под углом между человеком и комнатой, а за углом была другая, скрытая комната. Стекло отражало предметы или людей в скрытой комнате, когда на них падал свет. Посетители были в недоумении - перед ними стоит настоящий призрак!
Прошло 200 лет, прежде чем эту иллюзию начали использовать для большой сцены. На актера, который находился в скрытой комнате, направляли луч света, и его "призрак" появлялся перед зрителями. Все выглядело так, будто он двигался прямо на сцене.
Этот прием называется «Призраком Пеппера», в честь химика Джона Генри Пеппера. Он не был первым, кто открыл эту иллюзию, но после его корректировок и улучшений трюк стал более популярным.
Основным улучшением была идея уложить скрытого актера на наклонную поверхность, находящуюся под тем же углом, что и зеркало. Таким образом удалось избежать малейших искажений.
Иллюзия Пеппера в XIX веке пользовалась широкой популярностью на театральных сценах, где главные герои дрались с призраками и никак не могли пронзить их шпагой. Одним из запоминающихся образов был образ «девушки-гориллы»: женщина в клетке на глазах у зрителей превращалась в гориллу и вырывала прутья клетки, выбравшись на волю и напугав зрителей до ужаса.
Наши дни
В наши дни эту старинную иллюзию используют на различных конференциях и медийных проектах. Также в Диснейленде до сих пор есть «Особняк с привидениями», где используется технология «призрак Пеппера», но уже более усовершенствованная, которая не даст посетителям заскучать ни на минуту.
Так что всё новое - давно забытое старое. И передовые технологии не исключения. Мы лишь усовершенствуем и дополняем то, что было открыто или придумано столетия назад.