Найти в Дзене
Комплаенс Решения

Налоговые нарушения. Кто сядет?

Мы часть касаемся темы субсидиарной ответственности по налоговым нарушениям, но что делать если проблема принимает совсем дурной оборот и переходит в уголовно-правовую плоскость? Кто ответит по налоговым составам? Когда отвечать будет главный бухгалтер? Сначала о масштабах проблемы. Для этого обратимся к официальной статистике. Судебный департамент в своей статистике не выделяет отдельно налоговые преступления, включая их в блок преступлений в сфере экономики (а это аж 54 состава преступлений и, внимание (!), сюда не входит такое преступление как мошенничество), за 2016 год таких уголовных дел поступило в суды первой инстанции (районные) – 6100 шт. Осуждены к различным видам наказаний по 5667 уголовным делам, а оправдательные приговоры, наш самый гуманный суд в мире, вынес по 32 уголовным делам. Вывод очевиден – если дело дошло до суда, оправдаться будет практически невозможно. Кстати, признали, что бороться в суде бесполезно и, надеясь на смягчение наказания, на особый судебный порядо

Мы часть касаемся темы субсидиарной ответственности по налоговым нарушениям, но что делать если проблема принимает совсем дурной оборот и переходит в уголовно-правовую плоскость? Кто ответит по налоговым составам? Когда отвечать будет главный бухгалтер?

Сначала о масштабах проблемы. Для этого обратимся к официальной статистике.

Судебный департамент в своей статистике не выделяет отдельно налоговые преступления, включая их в блок преступлений в сфере экономики (а это аж 54 состава преступлений и, внимание (!), сюда не входит такое преступление как мошенничество), за 2016 год таких уголовных дел поступило в суды первой инстанции (районные) – 6100 шт. Осуждены к различным видам наказаний по 5667 уголовным делам, а оправдательные приговоры, наш самый гуманный суд в мире, вынес по 32 уголовным делам.

Вывод очевиден – если дело дошло до суда, оправдаться будет практически невозможно. Кстати, признали, что бороться в суде бесполезно и, надеясь на смягчение наказания, на особый судебный порядок (подсудимый с обвинением соглашается, доказательства судом не рассматриваются), согласились подсудимые по 3374 уголовным делам.

ПОМОЩЬ АДВОКАТА ПО НАЛОГОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Но как же все-таки обстоит ситуация с приговорами именно по налоговым преступлениям? Государственная автоматизированная система «Правосудие» указывает, что за весь 2015 год в РФ по ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) было вынесено всего 300 приговоров, в 2016 году – 165. По ст. 199.1 УК РФ (Неисполнение обязанностей налогового агента) в 2015 – 22, в 2016 – 15. По ст.199.2 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов) в 2015 – 98, в 2016 – 31.

Лидером за 2015-2016 годы по вынесенным приговорам по ст. 199 УК РФ оказался Краснодарский край — 34, на втором месте Ставропольский — 32, в Москве — 8, а в Санкт-Петербурге всего 3. Статистика в целом не ужасает. Может быть, проблемы нет вообще, и ее выдумали юристы и тренеры по налоговой оптимизации, чтобы пугать директоров и бухгалтеров?

Итак, количество судебных решений по уголовным делам по налоговым преступлениям в 29 раз меньше, чем возбужденных уголовных дел. В чем причина? Неужели экономическая полиция и следствие настолько плохо работают, что до суда дела просто не доходят?

Не углубляясь в юридические дебри, напомню, что в нашем УПК есть статья 28.1, которую собственникам бизнеса, директорам и главным бухгалтерам надо знать. Называется она «Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности». Смысл прост: если до назначения судебного заседания по уголовному делу обвиняемый полностью возмещает ущерб бюджету, уголовное преследование прекращается. Полное возмещение предполагает не только уплату недоимки, но и пеней и штрафов, а сам обвиняемый такое преступление должен совершить впервые. Так реализуется «легальный» откуп, то есть если вас даже уже конкретно прижали, проблему можно решить законно.

Но если дело доходит до суда? Изучив десятки решений судов по налоговым преступлениям за 2015-2016 годы, узнал мнение правоохранителей и адвокатов и вот какие выводы можно сделать:

1.Большинство налоговых дел имеют высокую инерционность: в вынесенных в 2015-2016 годов приговорах, преступления совершались в 2010-2012 годах. То есть приговоры за налоговые преступления 2017 года начнут появляться в 2019 и, страшно сказать, в 2023 году. Это дает основания некоторым собственникам и директорам бизнеса относиться к вопросам оптимизации легкомысленно, руководствуясь присказкой: «Человек предполагает, а бог располагает».

2.Приговоры 2015-2016 года по налоговым преступлениям с точки зрения уголовного права беззубы, но это не гуманность российского судопроизводства – дело в амнистии, под которую попали почти все подсудимые. Новая широкомасштабная амнистия ожидается к 2025 году, так что у любителей рисковать еще есть время для того, чтобы помечтать о суде.

3.Уголовные дела по ст.199 ч. 1 (если уклонились за 3 года подряд: от 5 до 15 млн. рублей, при этом превысив 25% от размера всех подлежащих к уплате налогов или на сумму более 15 млн.) прекращаются в суде за истечением срока привлечения к уголовной ответственности, если со дня совершения преступления до вступления приговора в законную силу прошло 2 года. Учитывая сложность и объем уголовных дел, так бывает часто, поэтому одна из работающих тактик защиты – затягивание расследования.

4.Многие уголовные дела по ст.199 ч. 1 совершаются директорами крайне глупо или по незнанию (которое правда от ответственности не освобождает). Например, распространенное преступление — выставление счетов с НДС организациями, применяющими УСН, без последующей уплаты НДС в бюджет. Поэтому директорам, которые считают бухгалтерию делом исключительно бухгалтерии, советуем одуматься.