9,2K подписчиков

The Who: Томми (фильм)

1,4K прочитали

В прошлой статье - "The Who: Рок-опера Tommy" я вспоминал выпуск группой двойного альбома Tommy в 1969 году. Считается, что это первая рок-опера в истории популярной музыки - по крайней мере этот жанр был обозначен на конверте пластинки. Хотя некоторые источники отдают пальму первенства психоделической группе The Pretty Things - тоже британцам, которые в 1968 году выпустили альбом S.F.Sorrow по форме именно, что рок-оперу. Но про эту группу и про этот альбом мало кто помнит, хотя The Pretty Things группа с занимательной историей - но об этом в другой статье, а пока вернёмся к Томми.

Рок-опера при всех недостатках сюжета имела шумный успех и среди поклонников, и среди музыкальных критиков и даже среди профессиональных музыкантов - в следующие несколько лет по мотивам были поочерёдно поставлены: балет в Канаде (1970), опера в Сиэтле (1971) и адаптация с Лондонским симфоническим оркестром (1972-1973). Вполне ожидаемо, что рано или поздно тема заинтересовала кинематографистов. К тому времени уже вышел с большим успехом фильм на рок-оперу Веббера/Райса "Jesus Christ Superstar" и экранизация "Tommy" была лишь вопросом времени.

Фильм Tommy по рок-опере The Who, написанной в 1969 году, был снят только в 1975. Саундтрек был перезаписан с новыми исполнителями, которые появились и на экране. В том числе и Джек Николсон. Кто ещё?

Мне неизвестно по каким причинам за съёмку взялся Кен Расселл - британский режиссёр к этому времени известный несколькими кинопостановками с небольшим скандальным шлейфом, в том числе фильма "Влюблённые женщины" (1969) по Д.Г. Лоуренсу, который имел четыре номинации на Оскар и получил одну статуэтку - за лучшую женскую роль. Вообще, мне кажется, что как-то долго запрягали. Фильм "Иисус Христос Суперзвезда" сняли через два года после выхода рок-оперы, "Стену" сняли через три года после выхода альбома, а тут понадобилось целых шесть лет для экранизации не очень сложного материала на уже готовое либретто и музыку. К этому времени у The Who уже была написана вторая рок-опера "Quadrophenia", но, тем не менее, ещё в 1973 году Пит Таунсенд засел за новые аранжировки. Для фильма саундтрек предстояло переписать заново, зачастую с другим составом исполнителей - всё это определялось Питом. Он исходил из профессиональных качеств приглашаемых музыкантов, а Расселл настаивал исключительно на известности приглашаемых персоналий. В итоге какой-то компромисс был найден. Половина актёрского состава - более-менее известные музыканты, которые кроме съёмок так же приняли участие и в записи саундтрека.

Главную роль - слепоглухонемого Томми сыграл вокалист The Who Роджер Долтри. Внешность у него довольно киногеничная, актёрским мастерством он более-менее наделён (Расселл потом пригласил его в ещё один свой фильм "Листомания"), да и вокал не пришлось искать новый

Сюжет фильма строится вокруг переживаний мальчика Томми, который стал свидетелем гибели своего отца, неожиданно вернувшегося с фронта (считалось, что он погиб) от руки сожителя матери. От шока мальчик ослеп и оглох и мать с отчимом пытаются всячески вернуть его к реальной жизни. Одним из способов они видят визит в секту, где поклоняются Мэрилин Монро и где главу сектантов играет Эрик Клэптон.

Композиция, которую исполняет Клэптон есть и на альбоме, но она не написана The Who - это кавер-версия песни американского блюзмена Моуса Эллисона. Здесь она носит оригинальное название Eyesight To the Blind, на альбоме называется The Hawker. Секта, разумеется, не помогла и родители прибегают к помощи тяжёлых наркотиков - обращается к Acid Queen - Кислотной Королеве, которую в фильме играет Тина Тёрнер, она же и исполняет арию (на альбоме песню поёт группа)

Отельного абзаца заслуживает появление в эпизоде Джека Николсона в роли доктора. Эпизод минутный, но мимический гений Николсона раскрылся во всей красе. Лично мне (да и всем, кто видел этот фильм) он запомнился куда больше многих персонажей фильма - вот что значит прирождённый актёр и мастер воплощения. А какой мягкий вокал у Джека при полном отсутствии голоса - честно говоря просто радует. В этом же году Николсон снимется в роли МакМёрфи в фильме Формана "Пролетая над гнездом кукушки" - сравните насколько разные персонажи у него получились. Надо сказать, в рок-среде Джек Николсон человек далеко не последний. В ранних работах он, случалось, играл длинноволосого хиппи в Psych-Out, представителя контр-культуры в "Ангелы ада на колёсах", многие помнят его роль в культовом Easy Rider. Так что его участие в рок-опере случайностью назвать нельзя, мне кажется

Кроме Роджера Долтри и вообще музыкантов группы The Who, которые периодически возникают на обочинах кадра, маленькая эпизодическая роль досталась Киту Муну. Он сыграл дядюшку Эрни - дальнего родственника Томми, на попечение которого его периодически оставляют. Uncle Ernie - мерзавец, извращенец и алкоголик, практически представитель лондонских низов из книг Диккенса. Арию для него - Fiddle About - написал басист Джон Энтуистл

Все ухищрения родителей по сюжету не помогают Томми вернуться в реальность. Тем не менее он неожиданно обнаруживает сенситивный талант к игре в пинболл - игровые автоматы с шариками. В одной из сцен он вслепую раскатывает некоего признанного чемпиона по игре в пинболл "Волшебника Пинболла". На роль Pinball Wizard Пит Таунсенд упорно пытался зазвать Стиви Уандера. Не знаю, чем было обусловлено это упорное желание Пита. Возможно, помимо действительно выдающегося вокала Стиви, Таунсенд хотел придать эпизоду двойной смысл, учитывая, что Уондер слепой от рождения. Но так или иначе Стиви в картине не появился, но зато появился Элтон Джон. И исполнил арию Pinball Wizard, надо сказать, в жёстком хард-роке, чего даже я от него не ожидал. Сопровождали его вокал на саундтреке его же музыканты и. по моему мнению, номер они исполнили куда круче чем сами авторы - записные рокеры. А Элтон Джон в очередной раз подтвердил свой талант пианиста - на фортепиано сыграл он там прекрасно (на альбомной версии фортепианной партии в этой композиции нет вообще). Да и как актёр он сыграл превосходно

В итоге Томми преодолевает барьер, которые отделяет его от реальности после того, как мать довольно символически толкает его через зеркало. Он обретает зрение и слух, получает некое знание и становится проповедником. Паства никакого озарения не получает, озлобляется и убивает родителей Томми. Томми встречает рассвет, так же, как и его настоящий отец в начале кино. Конец фильма.

Главные роли - мать и отчима Томми сыграли Энн-Маргрет Ульссон и Оливер Рид. Оливер Рид своего рода талисман Расселла - он снимал Рида во многих своих фильмах. Энн-Маргрет американская актриса и певица шведского происхождения. Она была номинирована на Оскар за эту роль, но Оскара не получила. На Оскар был номинирован и Пит Таунсенд - честно говоря не знаю, но возможно это чуть-ли не единственная номинация рок-музыканта на Оскар. К сожалению фигурку он так и не получил - а вошёл бы ещё и в историю кино. Работу Пит проделал огромную - это понятно. Он не только заново переписал саундтрек с другими исполнителями, но внёс какие-то изменения в порядок появления сцен и написал шесть новых треков к фильму. Я об этом узнал недавно и пока не сравнивал звуковую дорожку к альбому и к фильму, а в интернете информации чрезвычайно мало, как ни странно. Надо будет сравнить - интересно каково было музыкальное видение Таунсенда в 1975 году по сравнению с 1969. За этот период в музыке изменилось очень многое, как вы понимаете.

Фильм вызвал противоречивые отзывы в прессе и критике. Многие отметили, что Расселлу не удалось обыграть богатый музыкальный материал, лёгший в основу произведения. Другими словами, рок-опера произвела на публику куда лучшее впечатление, чем фильм. Но стоит заметить, что это был уже 1975 год, успех рок-оперы уже подзабылся и за это время появилось огромное количество новых кумиров. Да и формат сменился - уже началась эпоха видеоклипов.

Лично мне смотреть фильм было интересно и я пару раз его пересматривал. И ещё посмотрю. Картинка хорошая, планы профессиональные, отличные цветовые решения и совсем неплохая игра актёров. Сюжет, конечно, слабый и надуманный - но это не вина Расселла в конце концов. И не вина Таунсенда - что ни говори, а звуковое сопровождение сюжету он сделал хорошее и замысел воплотил новаторский и очень объёмный.

Фильм Tommy по рок-опере The Who, написанной в 1969 году, был снят только в 1975. Саундтрек был перезаписан с новыми исполнителями, которые появились и на экране. В том числе и Джек Николсон. Кто ещё?-2