Воспитание без запретов и принуждения, но с правилами.
Как показывает история, воспитание и наказание идут рука об руку. Раньше достаточно суровые наказания считались эффективным и правильным образовательным приемом. Сегодня изменилось многое, но принципы о необходимости запретов не сдвинулись с места. Кажется, что невозможно воспитать ребенка без применения ограничений и принуждений. Обязательно нужно найти подход, который будет давать положительный результат в виде послушного ребенка. Но у многих психологов другой взгляд на эту проблему. Они уверены, что наказания не только бесполезны, но и даже опасны.
Три вида наказания и один наглядный пример
Наказать можно тремя способами:
- Физическое воздействие;
- Эмоциональное воздействие;
- Ограничение.
Несмотря на то, что в арсенале родителей имеется еще два альтернативных варианта, обычно само слово «наказание» ассоциируется с физической силой. Некоторые взрослые уверены, что можно повлиять на ребенка только таким образом, потому что «по-другому не доходит».
Психолог Дмитрий Карпачев на одном из своих семинаров провел небольшой эксперимент. Он попросил выйти на сцену тех, кто считает, что иногда можно дать подзатыльник ребенку. Когда сторонники такого метода воспитания оказались на сцене, психолог вывел в зал бультерьера — собаку, внешний вид которой никого не оставляет равнодушным, и попросил присутствующих обратиться к животному с любой просьбой. Участники эксперимента осторожно подходили к собаке, просили ее выполнить какую-нибудь команду, но ни одна из попыток не увенчалась успехом. Тогда Дмитрий Карпачев разрешил родителям применить их любимое воспитательное оружие — физическое воздействие, ведь бультерьер не понимал, чего от него хотели. Результат не стал неожиданным — никто из присутствующих не рискнул объясняться с животным таким образом. Психолог вывел со сцены пса и резюмировал: «К детям считается нормальным применять силу, только потому, что они маленькие, слабые и не могут ответить. Если бы они реагировали так же, как бультерьер, вряд ли кто-то решился бы воспитывать их таким категоричным способом».
Не наказания, а правила
Но и эмоциональное воздействие на ребенка — не всегда верный вариант наказания. Ведь можно так подавить, оскорбить, задеть человека, а иногда и вовсе наказать игнорированием, что это нанесет ему гораздо более весомый вред, чем подзатыльник.
Психолог Александр Колмановский считает, что наказание — это вовсе не волшебная палочка, с помощью которой можно добиться от детей извинений за грубость или усадить за уроки. Зато непонимание, недоверие и неуверенность в себе легко развиваются под прицелом родительских санкций.
Рамки и ограничения обязательно должны быть в жизни любого человека, но каким образом их следует расставлять и чем руководствоваться?
Дмитрий Карпачев уверен, что ребенку нужны не наказания, а правила. Причем эти правила должны быть подобраны таким образом, чтобы дети не сомневались — это необходимо для их благополучия. Если у ребенка нет понимания, что правила созданы для того, чтобы сделать его жизнь лучшее и безопаснее, то установки хочется нарушить.
Принципы правил
- Естественность. Многие родители уверены, что необходимо изобретать хитроумные подходы к детям, чтобы объяснить им причинно-следственную связь, в то время как возникшие обстоятельства сами выступают в роли учителей. Например, ребенок не успел доделать уборку в своей комнате вовремя, у него не хватило времени на игры за компьютером. Теперь нужно ложиться спать — такое правило. Его необходимо выполнять для того, чтобы режим дня был стабильным и ребенок чувствовал себя хорошо. Виноваты ли в случившемся родители? Нет. Они ничего не запрещали, просто одно из правил нарушено. В этом случае важно не говорить ребенку: «Ты сам виноват, долго убирался», он самостоятельно должен сделать нужные выводы. От взрослых требуется обратная реакция — сочувствие и понимание.
- Последовательность и своевременность. Правила должны действовать всегда и отличаться своей последовательностью. Никаких исключений быть не должно, ведь любые установки — это благо для ребенка, а не наказание.
- Одна система. Для того, чтобы правила как можно лучше закрепились в жизни детей, необходимо сделать так, чтобы одни и те же условия выполняли все члены семьи. Изобретать эффективные методики и читать лекции бесполезно, если собственным примером доказывать обратное.
- Возможность совершать ошибки. В отношениях родителей с детьми принцип «Не навреди» важен так же, как в работе медиков. Иногда лучше позволить ребенку совершить ошибку и сделать выводы, чем придумывать наказания, которые позже ослабят доверительные отношения.
Неэффективность наказаний выявили также американские нейробиологи и побудили тем самым преподавателей изменить вектор мотивации для учеников. Как показывают исследования, наказания не подталкивают школьников к исправлению оценок и посещению нелюбимых предметов, а дают обратный эффект — замкнутость и отстраненность от учебного процесса.
Ученые уверены, что необходимо свести к минимуму наказания и перестать вести уроки в формате монолога, постепенно вовлекая детей в беседу. Это увеличит заинтересованность школьников и изменит их представления об уроках.