Интересное и неожиданное направление в живописи 19 века- прерафаэлитизм.
В то время, как большинство художников, уставшее от классической, академической живописи, искало новые способы художественного самовыражения, что привело к возникновению таких авангардных и модернистских направлений как кубизм, сюрреализм, импрессионизм и экспрессионизм, прерафаэлиты сделали огромный шаг назад – они тоже отказались от традиций живописи эпохи возрождения, чьи каноны стали классикой, и взяли за образец для подражания мастеров эпохи раннего Возрождения. Прерафаэлитизм – значит «до Рафаэля»! До Микеланджело! Их идеал – Перуджио и Джованни Беллини.
Движение возникло в Англии. Почувствовав в 1848 году, что живопись, в частности английская, зашла в тупик, несколько талантливых и прогрессивных художников решили возродить ее, вернув ей простоту и искренность ранних итальянцев. Отвергнув условность академических произведений, прерафаэлиты стали писать картины исключительно с натуры, игнорируя при этом и классовые условности. Даже в технике использования красок они находили новые способы рисования, нанося полупрозрачные краски на слой белил. Это сохранило картины в первозданном виде.
Несмотря на то, что вначале своего существования творчество прерафаэлитов подвергалось весьма резкой критике со стороны сторонников классической школы, им удалось добиться права на существование и популярности, и вскоре оно проникло во многие сферы искусства - литературу, ремесла и архитектуру, и остается известным и популярным не только в Великобритании но и за ее пределами. Прерафаэлиты считаются предшественниками символистов и стиля модерн.
Основные представители – Данте Габриэль Росетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Уильям Моррис, Джон Уильям Уотерхаус.