Мы собрали несколько идей, которые сделают изучение истории (в любом классе!) интересным даже для вас, давно закончивших школу родителей. К сожалению, некоторые советы не работают в школьной практике, но практически все ориентированы на возможности, которые дает детям семейное образование. И да, должны предупредить, не все способы, о которых речь ниже, легки и быстры в исполнении.
СНИМАЙТЕ МУЛЬТИКИ
Есть программы, которые позволяют любому начинающему мультипликатору снять мультфильм буквально на камеру телефона. Есть мультстудии, которые с радостью обучают мультипликации детей в большом увлеченном коллективе - только идеи подкидывай. Сюжеты как раз и можно брать из самой настоящей школьной истории. Мультфильмы могут быть пластилиновыми, нарисованными, выполненными в технике аппликации, передвижения картонных фигурок, фигурок лего.
Например, семья Маркевич как раз из лего снимает мультики по истории средневековья. Пока снято три мультфильма, это большой труд, безусловно, он занимает много времени и требует терпения, зато история, рассказанная в собственном мультфильме, озвученная собственными голосами, детям уже никогда не забудется. Вот, посмотрите, как получилось у Маркевич.
Чтобы у детей была мотивация создавать мультфильмы, помогите им создать собственный видеоканал и/или блог, чтобы была возможность показать свои работы другим, подайте заявки на участие в городских и дистанционных конкурсах творческих проектов, разошлите видео всем друзьям и родственникам, пусть тоже удивляются и радуются.
Кстати, Алексей Маркевич в одном из видео, посвященном съемке лего-сериала, рассказывает о технических особенностях процесса, о подготовке к съемке, решении различных проблем, которые могут возникать.
СОЗДАВАЙТЕ ДИОРАМЫ
Это очень творческая деятельность, которая нравится практически всем детям. Создавать диорамы можно на любую тему. Они могут быть маленькими, помещающимися буквально в обувной коробке, а могут быть большими, с постоянно пополняющимися деталями (например, средневековая Англия с ее замками, деревнями, лесами, сценами сражений). Материалы для диорам тоже могут быть самые разные: тот же лего, бумага, картон, папье-маше, глина, пластика, пластилин, дерево, камень, оргстекло…
ИГРАЙТЕ В НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
В продаже есть готовые настольные игры по историческим сюжетам, но можно придумывать их и самим. Конечно, самостоятельная разработка будет затратна по времени и потребует тщательного обдумывания стратегии, правил и целей. Но зато создатели и игроки точно хорошо запомнят и даты, и имена, и события. Если в семье несколько детей, поручите им задачу придумывания игр по пройденным темам, а реализацией можно заниматься всем вместе на выходных.
На случай, если некогда или не получается придумывать игры самостоятельно, предлагаем список покупных настольных игр, которые погружают в историю (это не полный список, только часть!):
- История в лицах. Образовательная карточная настольная игра
- Великая Отечественная. Курская дуга, 1943 год (с фигурками и моделями техники)
- Великая Отечественная Война. Лето 1941 (с фигурками и моделями техники)
- Великая Отечественная. Битва за Москву (с фигурками и моделями техники)
- Династия Романовых. 1613-1917. Найди самозванца (карточная игра)
- Эпоха Петра I c головы до ног. Развивающая карточная игра
- Москва. 1812 год. До и после. Настольная игра-викторина
- Жили-были в каменном веке (карточная игра)
- Бронза (стратегия про бронзовый век)
- Древние египтяне. Книга-игра
- Тимка и Тинка в Древнем Египте. Развивающие игры
- Тимка и Тинка в Древнем Новгороде. Развивающие игры
ПИШИТЕ СЦЕНАРИИ И СТАВЬТЕ СЦЕНКИ
Проект для большой компании, безусловно. Родителям и другим взрослым тоже можно участвовать, работа найдется всем: готовить декорации, шить костюмы, готовить сценарий, учить роли… А потом пригласить зрителей и сыграть потрясающий исторический спектакль! Но даже если нет возможности создать такой масштаб, можно ограничиться изготовлением исторических костюмов. Какой ребенок не хотел бы просто так, кроме новогоднего маскарада, побыть индейцем, фараоном, королем, рыцарем, викингом или мушкетером! Маленьким детям подойдут и условные костюмы, а вот дети постарше могут задаться целью сшить костюм максимально идентичный исторической эпохе.
ВОССОЗДАВАЙТЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТОРИИ
Необязательно строить водяную мельницу в натуральную величину, чтобы понять принцип ее работы. Достаточно небольших проектов, которые можно сделать за несколько дней из подручных материалов: бумаги, картона, деревянных палочек и т.п. Но зато вы своими глазами поможете детям увидеть, как работали разные приспособления: катапульты, акведуки, колесницы, мельницы, как плели папирус и ткани, как делали посуду…
НАПИШИТЕ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
Ну ничего себе, наверное, скажете вы. Вот это вызов! На самом деле, написать исторический роман на тему, которую ребенок изучает сейчас, не будет для него сложнее сочинения или эссе. Главное, не завышайте планку ожиданий. Скорее всего, создавать такой литературный проект будет даже легче, чем сочинение на заданную тему. Ведь ребенок как автор волен выбирать - кого сделать главным героем своего повествования, в какие условия его поместить и какие приключения предложить. Дети могут писать свое произведение в соавторстве друг с другом - будет еще интереснее посмотреть на такой опыт, подбирать иллюстрации или рисовать их самим. Без знания исторического фона невозможно будет написать правдоподобное произведение, так что история в этом случае будет как помощница для детей, которым сочинительство важнее любой другой деятельности.
- Жанна Алибулатова