В первых материалах канала мы говорили о традициях советской кинологии и о том, как же от всеобщей любви к собакам Россия перешла к всеобщей ненависти. Продолжаем распутывать этот хитросплетенный клубок. Если вам есть, что сказать – комментируйте, не стесняйтесь, и подписывайтесь на канал «Лай-лай». Мы не можем изменить законы, но быть может, вместе мы сможем изменить что-то в сознании любителей и нелюбителей собак?
Сегодня речь пойдет о том, как люди выбирают собак и почему они остаются разочарованы. Тема тянет на лонгрид, но надеюсь, вам будет интересно.
1. Доступность
Поколение Y и тем более Z не может себе представить, что когда-то люди стояли в очереди на телевизоры, мебель, и на породистых щенков. К хорошему быстро привыкаешь. Зачем что-то искать, когда перед тобой – сотни, тысячи предложений о продаже щенков любых пород «оптом, в розницу и в розницу по оптовым ценам». Осталось только ввести сервис «положить товар в корзину» - впрочем, может, такой уже и есть. Так что никакого дефицита тут не наблюдается. Не нужно совершать подвиги, ехать «три года полем, два года лесом», чтобы раздобыть долгожданного щеночка. На это способны лишь заводчики – но мы-то говорим об обычных покупателях. В общем, купить можно все – в том числе и любую редкость.
2. Мода
Эрдель Ресси, колли Лесси, 101 далматинец, Хатико, комиссар Рекс, лабрадор как у Путина – ответственным заводчикам «модных» пород приходится очень несладко: в одночасье рынок заполоняют тысячи щенков низкого качества, произведенных в угоду моде. Логично, что следующим этапом становится снижение цены на щенков – их и так переизбыток. А покупатели – что покупатели? Они хотят «хаски-голубые глазки», и совершенно неспособны отличить по фото на «Авито» явного метиса за 5 000 руб от породного щенка за 30 000. Им просто нужен модный щенок. Пожалуй, единственная порода, которой повезло – это сенбернар: размеры Бетховена перевесили его вселенское обаяние Бетховена.
3. Безграмотность покупателей
Да, в СССР нужно было пройти курсы подготовки, чтобы встать в очередь на щенка. Сегодня необязательно даже знать породу – люди хотят собаку под названием «ёркширский терьер», «лобрабор», «моламут» и других не менее странных существ. Если потенциальный владелец не в состоянии запомнить, как правильно называется порода собаки, в состоянии ли он отличить дворняжку от нормального представителя породы? Вопрос риторический.
Любой раздел на «Авито» заполнен такими ёрками, лобраборами и моламутами. У них нестандартный окрас, размер, шерсть, уши, хвосты, лапы – но покупателей это не останавливает. Данный феномен потрясает: если в объявлении написано «трактор», а на фото – штыковая лопата, вряд ли кто-то на это купится. А вот в отношении собак и кошек люди становятся слепыми и доверчивыми. Видимо, от радости, что нашли канарейку за копейку.
Поскольку наши доверчивые покупатели не тратят время на то, чтобы выучить название породы и посмотреть, как же она должна выглядеть, изучать характер и особенности они тем более не будут. Им некогда. Решающий удар наносит реклама – тут уж вовсю стараются заводчики.
4. Реклама
Заводчикам нужно продать щенков – иначе они «сожрут», фигурально выражаясь, самих заводчиков. Значит, нужно убедить покупателя, что эта порода – лучшая, ну и сами щенки, конечно, тоже. В ход идет все, что только можно придумать. Дрессируются такие собаки самостоятельно. Они – лучшие няньки для детей. Не линяют и не вызывают аллергии (даром, что шерсти с них хватит на десяток свитеров). Едят один пельмень в неделю. Не гадят в квартире. Ласковые, умные, дружелюбные – ну сущие ангелы. Как не купить такого щенка?
Все верно. Потом ситуация развивается как в анекдоте «Найти бы того, кто мне год назад этого «хомячка» продал». Щенок растет не по дням, а по часам. Есть хочет круглосуточно, не брезгуя окрестными помойками. А после прогулки радостно несется домой, чтобы навалить огромную кучу, заодно разобрать хозяйский диван, сожрать обувь, оцарапать и напугать детей. Вот оно, счастье в полной красе.
Что характерно, даже если добросовестный заводчик говорит: «Да, эта порода отлично дрессируется, НО нужно будет ходить на дрессировочную площадку», наш покупатель слышит первую часть предложения, и пропускает мимо ушей вторую. Вроде, и обмана нет, но владелец разочарован – как это, он дрессирует, а собака над ним издевается. В этот момент настает момент пятого откровения: отсутствие времени.
5. Занятость владельцев
Владельцы, у которых «нет времени на собаку», заняты всегда. Они работают по 12 часов в сутки. Обязательная программа – отвезти детей после школы в 10-15 кружков, посетить спортзал, бассейн, косметолога, массажиста, etc. Разумеется, и речи нет, чтобы при столь плотном графике выделить время на 2 занятия в неделю у инструктора или поход с собакой к грумеру. Прогулки с животным сокращаются до 10-15 минут.
Комментировать здесь особо нечего. Заводчик, имеющий нескольких собак, с удивлением подумает, как же он сам успевает поработать, убраться дома, приготовить обед, проверить уроки у детей и сделать еще кучу вещей. И поймет, что живет он неправильно, выделяя драгоценное время на четвероногих питомцев, а не на бассейн для себя любимого.
6. Дорогое содержание
Да, наш владелец, который работает сутками, находит средства на оплату кружков и косметологов, может позволить себе отдохнуть за границей, нередко понимает, что собака – дорогое для него удовольствие. Нужен корм, витамины, расчески-поводки-игрушки, и, боже мой, посещение ветеринарных клиник и дрессплощадки. В его бюджете не предусмотрена подобная статья расходов.
Безответственность как симптом болезни общества
Что же получается? Наш владелец, который решил завести собаку – он вроде бы по умолчанию хороший человек. Только для него это сродни покупке хомячка в магазине, телевизора, мебели. Поскольку у него нет времени, он не заморачивается детальным исследованием понравившейся ему породы (что уж говорить о родителях щенка). Он открывает доску объявлений, смотрит картинки, выбирает вариант подешевле, и вуаля, привозит домой пушистого кроху.
Кроха с первых часов начинает исследовать мир – и совсем не так, как хотелось бы хозяину. Прогулки оборачиваются сущим кошмаром. Как, хаски хочет уйти «в точку», а лабрадор бежит за всеми прохожими? А уж если щенок зарычал или залаял на членов семьи – без вариантов, это страшная и опасная агрессия. Даже если малыш окажется плюшкой с фантастическим умом, рано или поздно выявятся другие проблемы породы. Нужно мыть. Нужно расчесывать. Нужно стричь или тримминговать или пылесосить весь дом от летающей шерсти…
«Мы переоценили свои возможности» - корректно выражается владелец, который понял, что с собакой ему тяжело. Некорректно – «Эта собака – дебил».
В сухом остатке
Еще раз уточню, что мы не говорим сейчас о владельцах ответственных. Они тоже могут быть разочарованы в породе – на вкус и цвет товарищей нет - но вряд ли переустроят животное и хотя бы будут правильно содержать и воспитывать собаку. В то же время многие «безответственные» владельцы вполне могли бы быть счастливы с питомцами другой породы. Другого характера. Другого размера. С другим уходом за шерстью.
Кто виноват и что делать? Невозможно ответить однозначно на первый вопрос: слишком много всего здесь завязано. Ответ на второй вопрос пока выглядит утопией: повышать грамотность людей и сферу их ответственности.
Давайте обсудим?