Рассказываем о профессии художника-эмальера и о сложности технологии создания эмалевых циферблатов
Знатоки, коллекционеры, журналисты с нетерпением ждут ноября, когда в женевском Théâtre du Léman состоится очередная церемония вручения Grand Prix d’Horlogerie de Genève – GPHG, называемого иногда часовым “Оскаром”. Финалисты в 12 номинациях уже названы – по 6 в каждой, “Золотые стрелки” ждут своих обладателей; также будут присуждены специальные премии Innovation Prize, Audacity, Revival и, разумеется, самая главная из всех – Grand Prix. И еще одна – за многолетние заслуги.
В прошлом году этот приз разделили две выдающиеся женщины, художники-эмальеры Сюзанна Рор и Анита Порше. В связи с этим расскажем немного об этой технологии создания циферблатов, об этом искусстве.
Банальная истина: настоящее искусство немыслимо без труда. Чаще всего имеют в виду работу духовную, но есть и чисто физическая составляющая. Музыкант, балерина, актер – всем сверх таланта и мастерства нужны незаурядные силы. Одним из самых затратных в этом смысле является искусство изобразительное. Работа художника, работа скульптора…
Не исключение и часовое искусство: среди самых физически изматывающих его составляющих – создание высокохудожественного эмалевого циферблата. Эмальеры – совершенно отдельные люди в haute horlogerie, своего рода каста, и узок их круг.
Тьерри Стерн как-то сказал: “Самая сложная в нашем деле работа эмальера.” Главе Patek Philippe можно верить, он, что называется, в теме.
Талант художника, множество разнообразных знаний и умений, абсолютная точность руки и глаза, невероятное терпение – все это необходимо эмальеру, который, как и сапер, ошибается лишь один раз. Один раз дрогнула рука, одна микроскопическая ошибка при обжиге – и все, изделие загублено. Конечно, на этапе эскизов на бумаге можно и нужно искать решения, вариант за вариантом, выбрасывать, начинать заново, но вот дальше… Итак, что же дальше?
Первым делом подбирают “первичную” эмаль – сырье, сваренное из кварца-песка с различными присадками. Сырье эмальер покупает сам или ему покупает компания, на которую художник работает. А вот дальше все собственными руками!
Присадки в кварце-песке дают материалу нужные свойства и, в частности, выбор цвета – красный (соединения кадмия), зеленый (окиси меди), синий (оксид кобальта) и прочие.
Первичную эмаль нужно стереть в порошок. Вернее, истолочь. Сперва в металлической ступке, причем металл обязательно магнитный, чтобы после измельчения его можно было вытянуть из растертой массы – иначе эмалевое покрытие будет испещрено некрасивыми черными точками. На этой стадии материал еще крупнофракционный, далее его растирают в ступках из керамики либо фарфора.
Затем просеивают через специальные сита, ведь разные техники эмали требуют разного помола: для grand feu (горячей эмали) нужен самый мелкий порошок, для cloisonné (перегородчатой эмали) – покрупнее и т.д.
Порошки готовы. Их помещают в деревянные баночки, в каждой свой помол и свой цвет, маркируют, ставят на полочки… А дальше:
– поверхность будущего циферблата нужно тщательно подготовить – обжечь золотую или серебряную пластину, нанести на нее сеточку мелких бороздок, выгравировать выемки под champlevé, или установить тончайшие золотые нити-перегородки под cloisonné, или подготовить пластину каким-либо еще образом;
– смешать порошки с водой – или в случае grand feu с маслом – и нанести первый слой, грунтовочный;
– просушить, после чего обжечь в специальной печи при 820–840 градусах Цельсия;
– просушить, проконтролировать цвет (он изменился);
– нанести следующий слой, просушить, обжечь…
И так много-много раз, до 25. Наконец, отшлифовать, промыть, отполировать. И все это в тех случаях, когда речь идет об искусстве эмальера высшего уровня, делает один-единственный человек. Ну или почти один-единственный. Великая Сюзанна Рор лишь полировку доверяла другому специалисту, причем вполне конкретному. А когда тот вышел на пенсию – освоила и эту стадию.
Сюзанне сейчас 79 лет, работать она уже перестала – здоровье не позволяет, труд эмальера изнашивает организм, особенно глаза… Но ее творения остаются подлинными шедеврами. Сюзанна Рор долгие годы эксклюзивно сотрудничала с Patek Philippe, создавая совершенно потрясающие, уникальные произведения – в большинстве это циферблаты и крышки карманных часов.
Воспроизводя в эмалевой миниатюре картины великих художников, Сюзанна, по ее собственным словам, не просто копировала. Она переосмысливала авторский замысел оригинала, вкладывала в эти работы собственную душу, собственные понимание и чувство. К тому же сама техника совсем иная по сравнению, например, с техникой холст/масло, эмаль придает изображению необыкновенный объем, создает истинное чудо.
Анита Порше в самом расцвете сил. Она ученица Сюзанны Рор, ее достойная наследница. И в то же время в ее карьере и в ее творческой манере многое отличается.
Анита – свободный художник, она сотрудничает не только с Patek Philippe, но и с Vacheron Constantin, Piaget, Ulysse Nardin, Chanel, Hermès, Jaquet Droz. Работает она больше с наручными часами, создавая авторские циферблаты.
Есть среди шедевров Аниты и карманные часы, и одна из вершин ее творчества – Patek Philippe The Dawn on the Lake (“Рассвет на озере”). Совершенно уникальная вещь, созданная в 2014 году, к 175-летию великой мануфактуры. На задней крышке – картина швейцарского художника Луи Боди (тот самый рассвет на озере, а озеро Женевское).
Посмотреть ролик о том, как создавались часы Patek Philippe The Dawn on the Lake можно на по ссылке на нашем сайте.
На циферблате целых пять микроминиатюр по полотнам других живописцев, с разнообразными пейзажами того же озера. Между прочим, все живописные оригиналы – из личной коллекции Тьерри Стерна…
Но это уже другая история. А нам остается подождать чуть больше месяца, чтобы узнать лауреатов GPHG-2018, в том числе в категории “За заслуги”. И затем рассказать об этом.
Изображения: пресс-служба часовых брендов