За бело-зеленой перегородкой программы «Моя улица», уже осточертевшей москвичам, гибнет ребенок в костюме Кенни. Стихотворение Маяковского читают и полицейский, и женщина из опеки, и даже чиновник-бюрократ. Поэт стреляет в «женщин, истрепанных, как пословица», в Буратино, в тысячелетнего старика и огромного фиолетового толстяка с растянутым лицом.
Спектакль «Маяковский. Трагедия» в «Гоголь-центре» очень интересно разбирать на приемы, и при этом крайне скучно смотреть.
«У меня было желание подарить этому тексту те театральные возможности, которых у него не было в 1913 году, о которых Маяковский как театральный режиссер мог только мечтать. Это и новые технологии работы со звуком и видео, и, прежде всего, ансамбль профессиональных и синтетических актеров – уникальная труппа Гоголь-центра», –рассказывает режиссер спектакля Филипп Григорьян.Он дарит тексту Маяковского не только новые возможности, но и новый смысл.
Чтобы смягчить поучительные и даже назидательные интонации автора режиссер вводит свою историю про московскую стройку. Пока рабочие заваривают доширак, а архитектор-хипстер спорит с каким-то чиновником, в канализацию падает его сын – мальчик, похожий на Кенни из South Park. На горе слетаются врачи, полицейский, женщина из опеки и так далее. В их интерпретации интонации Маяковского звучат по-иному. И даже затверженное в детском саду стихотворение уже не кажется таким банальным.
Автор спектакля показывает: Маяковский – он разный. На сцене воплощаются самые жуткие и дерзкие метафоры поэта, такие от которых хочется спрятаться, закрыть глаза и не смотреть на происходящее.
Герои «Трагедии», казавшиеся в книге фантастическими, оживают на сцене. Все эти странные люди могли оказаться с вами в очереди в поликлинике. Кажется, что поэт действительно «овенчался со своим безумием».
Но нет, Маяковский может быть романтичным и нежным – «человек с двумя поцелуями» парит над сценой «Гоголь-центра». И среди всего этого безумия – это тот самый момент, снимающий напряжение зрителя.
В «Трагедии» Маяковский завещает: «мое безупречное описание земли передайте из рода в род». В «Гоголь-центре» передали, и зритель вышел со спектакля напуганным.
Кстати, этот спектакль входит в цикл спектаклей «Гоголь-центра» под названием «Звезда». У меня остальные постановки оставили лучшие впечатление. Особенно понравился спектакль по Борису Пастернаку «Сестра моя жизнь». Про него я еще буду писать, подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе театральных новинок и тенденций.