Идёт контрольная у моих второклашек. В классе тишинааааа, только сопение и скрип ручек сквозь неё периодически прорываются. Я почти засыпаю в блаженстве... Вдруг - бум-бум! Открываю глаза. Сидит мой Вася Курочкин и по голове себе кулаком наяривает. Что за дела?
- Васюня, ты за что же себя так безжалостно?
- Тупая голова задачу не решаааает! Бум-бум!
Эх, жалко Васю! Избиение младенца пришлось прервать. А то получилось прям как в стихах Марины Бородицкой, помните?
"Не решается задачка — хоть убей!
Думай, думай, голова поскорей!
Думай, думай, голова, дам тебе конфетку,
В день рожденья подарю новую беретку.
Думай, думай — в кои веки прошу!
С мылом вымою тебя! Расчешу!
Мы ж с тобою не чужие друг дружке.
Выручай! А то как дам по макушке!"
А сколько раз я (и мои коллеги, и вы, родители) наблюдала картину: сидит ребёнок над задачкой в два действия, в глазах безнадёга и пустота. В условии всего два числа, но даже к первому действию приступить невозможно. Что ж делать-то, когда задачи решать не получается?
Методики советуют рисовать условие, составлять краткую запись, чертить схему или таблицу. Это здорово и многим помогает. Не всем. И чего делать этим "не всем"? Решусь дать мамам и папам некоторые профессиональные советы. Может, хоть кому-то станет легче.
Сначала два пункта. Первый. "Неспособность выполнить задачу за небольшой отрезок времени говорит не о её сложности, а о непонимании того, что конкретно надо сделать" (цитата не моя). Второй. Помните принцип Парето? "20 % усилий обеспечивают 80 % результата". Оба пункта связаны между собой умениями читать в принципе и читать функционально (привет нашему министру). Эти умения и есть волшебные 20 %.
Итак, по порядку.
1) Ребёнок должен уметь читать если не бегло, то хотя бы хорошо по слогам, а лучше слог + слово. Иначе к концу задачи он забудет её начало.
2) Нужно выявить все непонятные слова. Ребёнок может застрять на слове, например, "тесьма", и гадать, что это за зверь такой? При непонятных словах активность мозга резко падает.
3) Читать задачу любого размера нужно не менее трёх раз. Первый раз - простое знакомство с текстом. Во второй раз внимание уже цепляется за ключевые слова и числа. Третий раз формирует картинку до конца и помогает прикинуть план решения. Иногда полезно читать, перевернув текст вверх ногами. А ещё эксперименты на студентах и старшеклассниках показали, что полиграфические дефекты текста заданий усиливают концентрацию внимания и обеспечивают более высокий результат.
4) Хорошо представить себе задачу, как кино. Прямо закрыть глаза и смотреть, как самосвалы разгружаются, ящики наполняются, вода в бассейн наливается, пироги по тарелкам раскладываются и т.п.
5) После вышеописанных шагов можно и рисовать, и краткую запись писать, и схемы с таблицами чертить.
6) Для шага № 5 нужно уметь выявлять ключевые слова типа: было, съели, осталось, стало, всего, на ... больше или меньше, во ... раз больше или меньше и т.д.
7) Считаем количество чисел в задаче. Оно показывает примерное количество действий. Два числа - одно действие, три числа - два действия и т.д. Только имеем в виду коварные на ... больше или меньше, во ... раз больше или меньше, стоящие в условии. Они являются числами "неточными" и требуют уточнения, а это - дополнительное действие. Если эти слова в вопросе, лишнего действия нет.
8) Перечитываем вопрос. Он даёт нам последнее действие. Выясняем, что ищем: часть или целое? Часть - вычитаем, делим. Целое - складываем, умножаем.
9) Иногда ребёнка пугает объём задачи. Он ещё не прочитал, но увидел, что там 5-6 строчек и раскис. Здесь нужно следовать теории "малых шагов". Читаем постепенно, по "кусочкам": сначала до первой точки или запятой. Остальной текст можно загородить линейкой или листом бумаги. Как правило, в первом же "кусочке" есть два числа. С них и надо начинать. А что, собственно, мы с их помощью узнаем? Задаём себе вопрос и пишем первое действие. Потом читаем следующий "кусочек" до новой точки или запятой. Там ещё одно число, которое даёт нам второе действие, непременно связанное с первым. И так постепенно вся задача прочитывается, решается и - опа! - долгожданный вопрос и последнее действие.
10) Высший пилотаж - писать пояснения к действиям (ответы на промежуточные вопросы)
11) Непременно своё решение нужно проверить. Часто можно проделать обратную операцию (например, при сложении - вычесть), можно подставить полученное число в условие (как найденный Х в уравнение) и просчитать совпадение с первоначальными данными. И - проверка реальности результата. Здесь опять же нужно перечитать условие и посмотреть, не получился ли дедушка моложе внука или слон легче муравья. Или: может ли в двух тарелках получиться 20 пирогов, если только в первой тарелке их 40?
Такому алгоритму решения задачи учу своих маленьких учеников. Он почти универсальный. Он очень помогает на первых порах (1-2 класс) снять страх перед задачей и научиться планировать решение. А потом уже в дело пойдут и формулы, и умение различать тип задач.
Ваши отзывы и пожелания буду рада прочитать в комментариях и здесь: annalitts71@gmail.com