Найти тему
Vespa Media

Реформатская партия: радикалы современной Голландии

Сегодняшняя Голландия вполне заслуженно пользуется славой одной из самых либеральных стран Европы, наиболее подверженной тенденциям нашего времени – как и в плане морали, так и в плане политики. Но, вместе с тем, помимо того, что, как уже говорилось в предыдущей статье на примере "Антиреволюционной партии", так было не всегда, и сегодня есть "другая Голландия" – Голландия старинных традиций и строгих нравов, Голландия воскресных утренних проповедей и крепких фермерских семей, Голландия, не утерявшая связи со своим великим прошлым. Именно такую Голландию, сосредоточенную в пределах ‘’Библейского пояса’’, и представляет Реформатская партия (‘’Staatkundig Gereformeerde Partij’’).

Для всех тех, кто не читал мою предыдущую статью об Антиреволюционной партии, рекомендую её прочесть – так будут более понятны многие вещи, о которых пойдёт рассказ в этом повествовании. Реформатская партия была основана 24 апреля 1918 несколькими радикальными выходцами из ARP, которых, прежде всего, не устраивало признание анти-революционерами женского избирательного права, а также тактика на союз с католиками. Собственно говоря, само название уже говорит о жёстком конфессионализме партии – именно ‘’реформатством’’ называется голландское направление кальвинизма, и именно защита принципов ортодоксального кальвинизма была с самого начала поднята на знамя новоиспечённой партии. Возглавил её пастор Геррит Хендрик Керстен из городка Йерсеке, что в Зееланде, на самом юге страны.

Геррит Хендрик Керстен
Геррит Хендрик Керстен

Новая партия приняла участие в парламентских выборах 1918 года, но не смогла завоевать ни одного места. Успех сопутствовал SGP четырьмя годами спустя, когда она смогла провести Керстена в Палату Представителей. В этот период она запомнилась разве что отказом голосовать за бюджет с целью отмены представительства Нидерландов в Ватикане – всю серьёзную защиту протестантской религиозной общины страны вела по сути дела ARP, да и, по правде говоря, она была не особа актуальна – уровень религиозности населения оставался довольно высоким, активно строились новые церкви, и в этом роде наступило своего рода стабильное затишье, которое прервётся уже только в 60-ые, после Второй Мировой войны.

Агитация за Керстена.
Агитация за Керстена.

Что интересно, таким вот упёртым антикатолицизмом воспользовались куда более секулярные социалисты, и поддержка ими требований Керстена привела к отставке конфессионального правительства, что получило название ‘’ночи Керстена’’ (‘’Nacht van Kersten’’). Однако, в 1925 году, на этом фоне, они смогли увеличить своё представительство в парламенте на одно кресло, а в 1929 – на ещё одно. Партия сохранила свой прежний результат в 1933, но потеряла место в 1937, всё это время, по сути, представляя, наиболее радикальную часть нидерландского кальвинистского сообщества. Во время Второй Мировой войны и оккупации Нидерландов часть членов партии активно участвовала в Сопротивлении, но сам основатель партии Керстен сотрудничал с нацистами, за что и был вынужден в 1945 году уйти из партии, а ровно как и из голландской политики вообще. Его преемником на посту руководителя SGP стал Питер Зандт, закончивший теологический факультет в университете Утрехта, и также бывший священником.

В течении последующих послевоенных лет SGP стабильно получала порядка 2% голландских избирателей, проходя в Палату Представителей, и в 1956 даже сумев провести своего члена в Сенат. В 1984, на первых выборах в Европарламент, Реформатская партия участвовала единым списком с Реформаторской Политической Федерацией и Реформатской Лигой. Объединённая радикально-кальвинистская коалиция смогла занять одно место, которое занял представитель SGP. Ныне партия представлена 3 местами в Палате Представителей (из 150), 2 в Сенате (из 75), 1 в Европарламенте (из 26) и 14 в различных региональных парламентах (из 570). Но что это за партия, каковы её идеология и взгляд на устройство голландского общества?

Как партия, представляющая наиболее радикальную часть голландских кальвинистов, SGP черпает свою партийную доктрину напрямую из реформатской традиции, в частности, из т.н. "трёх форм единства" – Бельгийского символа веры, Дордрехтских канонов и Гейдельбергского катехизиса, играющих важную роль в кальвинизме. Собственно, Бельгийское вероисповедание упоминается в первом партийном принципе, заключающемся в том, что SGP стремится к правительству, которое в своих действиях полностью руководствовалось бы Библией. Партия является сторонницей принципа отделения Церкви от государства, отрицая "как и огосударствленную церковь, так и церковное государство". И Церковь, и светская власть имеют различные назначение и сферу деятельности в обществе, пусть и работая, в то же время, на одну цель. Именно из этого истекает несогласие Реформатской партии с секуляризмом как таковым, при поддержке принципа свободы совести – "послушание закону Божьему не может быть принудительно".

Как сказал один из её лидеров, руководитель парламентской фракции в 1986-2010 годах, Бас ван дер Вляйс:

"В протестантской традиции не допускается убийства атеистов или людей других убеждений. Это никогда не было намерением автора Голландского вероисповедания, Гвидо де Бреса. В Библии говорится, что это произойдёт не силой или насилием, но Духом Божьим".

Реформатская партия выступает против феминизма, допуская следующий, довольно интересный манёвр: признавая равную значимость ("gelijkwaardig"), но не равенство по сути ("gelijk") мужчин и женщин. Исходя из разного предназначения мужчин и женщин, вплоть до 2006 года членство в партии для последних было запрещено. Партия традиционно является противницей всеобщего избирательного права, предпочитая "органическое избирательное право", вариант, когда право голоса имеют только отцы семейств. Важной чертой идеологии партии, отстаиваемой в парламентских дискуссиях, является верховенство закона, установленных парламентских процедур и правил порядка вне зависимости от партийной принадлежности. SGP выступает за возвращение в Нидерланды смертной казни, и ещё недавно открыто выступала за "Теократию", подразумевая под ней следование Божественному Закону как и на уровне общества, так и на уровне государства.

Фотография нескольких членов партии.
Фотография нескольких членов партии.

В уставе партии до сих пор содержится словосочетание из 21 слов, традиционно направленное прежде всего против католиков, и бывшее до 1905 года принятым в Голландской Реформатской Церкви и ARP. Это крайне нетерпимая, с точки зрения свободы вероисповедания фраза: "следить и искоренять идолопоклонство и ложные религии, бороться с империей Антихриста" ("om te weren en uit te roeien alle afgoderij en valsen godsdienst, om het rijk van den antichrist te gronde te werpen").

В то же время, в 2008, на торжественном съезде по поводу 90-летия партии, было решено отказаться от поддержки "теократии", как не совсем верного термина для позиций партии, который может быть понят превратно, сохранив при этом фактическое содержание того, что вкладывалось в неё раннее – то есть следования и общества, и государства Божественному Закону.

Реформатская партия считает гомосексуальное поведение недопустимым, и выступает против однополых браков и усыновления подобными парами детей. Аналогичным образом, партия выступает против абортов, эвтаназии, проституции и наркотиков, а также за строгое соблюдение принципа выходного дня по воскресеньям.

Партийное знамя
Партийное знамя

SGP рассматривает взаимоотношения между мужчинами и женщинами как часть неизменного порядка мироздания. Реформатская партия, основываясь на библейских текстах, считает, что Бог дал мужчинам и женщинам свое собственное "призвание и место", что означает, что "мужчина является главой женщины" и занимает её место в политических органах. Тем не менее, SGP признавала правление королев Вильгельмины (1890-1948), Юлианы (1948-1980) и Беатрикс (1980-2013) в Нидерландах "по благодати Божией".

Изначально, на выборах 1918 года, партия выступала против избирательного права для женщин, а в 1922 году призывала уже имеющих такое право женщин всё равно не участвовать в голосовании.

Благодаря некоторым изменениям в уставе, женщины смогли становиться членами партии с 1984 года. В 1993 году SGP, однако, вновь заявила, что женщины не могут стать ее членами. Это вызвало шквал критики, и потерю порядка трети голосов на выборах в нижнюю палату парламента в 1994 году, что было объяснено женской позицией. В 1996 году было установлено, что женщины могут стать экстраординарными членами. Под давлением лишения субсидии и собственного левого крыла в 2006 году членство женщин было вновь открыто, что, формально, даже не противоречило партийным принципам: членство в партии ещё не означает доступа к власти. Собственно, женщины до сих пор не могут занимать руководящие позиции в SGP.

Электорат SGP крайне стабилен, и представлен ультраконсервативными протестантами из нидерландского "Библейского пояса", пролегающего гиперболой через всю страну, от Зеландии и до Флеволанда с Фризландом. Большинство её электората принадлежит к различным консервативным кальвинистским церквям, таким как, например Христианские Реформированные Церкви в Нидерландах ("Christelijke Gereformeerde Kerken in Nederland"), Восстановленной Реформатской Церкви ("Hersteld Hervormde Kerk"), Старореформатской Церкви ("Oud Gereformeerde Gemeenten in Nederland") и некоторым другим, а также консервативному крылу Протестантской Церкви Нидерландов. Хотя и далеко не все прихожане данных церквей голосуют за SGP – популярностью в Библейском поясе пользуется и менее радикальный Христианский Союз, а также и вовсе правоцентристский Христианско-Демократический Призыв.

Процент голосов за SGP по районам Нидерландов на выборах 2003 года. Отчётливо виден Нидерландский Библейский пояс.
Процент голосов за SGP по районам Нидерландов на выборах 2003 года. Отчётливо виден Нидерландский Библейский пояс.

SGP можно назвать в некотором роде "сельской" партией: большинство голосов, и самое большое представительство, партия получает в населённых пунктах с относительно малым числом жителей, имея, в то же время, представительство и в некоторых городах – таких как Эде, Кампен, Веенендаль или Катвяйк. При этом, её молодёжная организация с 12 000 человек является самой большой в Нидерландах.

Как уже и говорилось, Реформатская партия обладает представительством в нескольких провинциях страны: 4 в Зееланде, 2 в Южной Голландии, 2 в Оверяйселле, 2 в Гельдерланде, 1 в Утрехте и 1 в Флеволанде.

И хотя эта партия обладает через чур радикальными, и не раз, как в случае с 1925 годом или позицией по женскому избирательному праву и членству в партии, вредившими непосредственно протестантской общине страны взглядами, всё-таки, в современном мире, SGP остаётся одним из немногих островков, внушающих хоть какую-то надежду в стремительно левеющем мире.

Автор - Никита Новский