Гедонизм – этическое учение, утверждающее наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни.
Первым ярким философом гедонистом был Эпикур. Не стоит представлять себе развратных картин, где люди бесстыдно делают то, что хотят и никого не слушают. В философии Эпикура наслаждение есть нечто другое. Здесь наслаждение напрямую связано со счастьем, а счастья не может быть без разума.
Гедонизм негативно отражается в умах и можно подумать, что Эпикур воспевает распутников, но дело тут обстоит иначе. Недаром гедонизм – это этическое учение. Эпикур говорит, без спокойствия духа невозможно стать счастливым. Как же найти это спокойствие? Нужно избавиться от тревог, а у того меньше всего тревог, кто праведен, а больше всего, кто неправеден.
Эпикур больше рассуждает о метафизическом наслаждении, о наслаждении мыслью и размышлением. Так же он признает бессмысленность терпеть боль или разные лишения, которые причиняют вред здоровью человека.
Все желания, неудовлетворение которых не ведет к боли, не являются необходимыми: побуждение к ним легко рассеять, представив предмет желания трудно достижимым или вредоносным.
Это разумный, срединный подход к осмыслению человеческой жизни. Если раньше у вас были негативные предрассудки при слове «гедонизм», то теперь вспоминайте Эпикура с его рассудительностью.
Как избавиться от тревог смерти? Тут Эпикур говорит так: «Когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
С этим можно поспорить, выдвинуть свои версии и рассказать о сплетении жизни и смерти, но фраза красивая и пробирающая.
И порок современного общества вовсе не гедонизм. А лень и излишек информации.