Найти тему
Русский мир.ru

Подземная достопримечательность

Ровно сто лет минуло с тех пор, как в 60 километрах от современного Екатеринбурга в районе станции Дидино был открыт этот некогда секретный туннель

Впереди кромешная тьма. Мы идем по самому, пожалуй, уникальному туристическому объекту на Среднем Урале — Дидинскому туннелю. Он растянулся более чем на километр под землей на перегоне Ревда—Дружинино. Если не знать, где находится туннель, то ни за что его не найти. Строился он еще в царской России, позже использовался армией Колчака, имел стратегическое значение в годы Великой Отечественной войны, а затем "умер" как железнодорожный объект — вместе с советской властью.

Текст и фото: Максим Гусев

Я бывал здесь неоднократно и сейчас часто вожу сюда гостей. Всякий раз иронизирую: "Свет в конце этого туннеля может быть только естественным — огней приближающегося поезда мы никогда не дождемся".

Полуразвалившиеся будки охраны, истлевшие, но еще каким-то чудом стоящие деревянные столбы с колючей проволокой, вентиляционная шахта, от глубины которой кровь стынет в жилах, пулеметные доты. Тропинки между этими "точками" разглядит лишь натренированный глаз, и, если удалось увидеть примятую траву — считай, повезло: значит, получится обойти все самое интересное достаточно быстро. Когда-то стратегический объект ныне брошен на произвол судьбы и стал популярным в среде тех, кому интересно все, что выходит за пределы обычного.

Ровно сто лет минуло с тех пор, как в 60 километрах от современного Екатеринбурга в районе станции Дидино был открыт этот некогда секретный туннель, о котором в наши дни знают не только военные, но и любители экстремального туризма. Последние приезжают сюда круглый год: одни едут с уверенностью, прекрасно зная все повороты лесных дорог и то место, откуда лучше всего начать свое знакомство с подземным сооружением, другие — на авось, решившись отыскать туннель самостоятельно. Это добавляет остроты и жутковатой романтики!

-2

СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ

Знакомый инженер, бывавший в этом месте, рассказывал: мол, есть версия, что для ускорения стройки туннель вели одновременно с двух сторон, однако где-то в центре немного не сошлись. Так ли это было на самом деле, неизвестно, но в центре туннеля обнаруживается небольшой горизонтальный крен. Так что, стоя в центре одной его стороны, свет в конце другой не виден. Но если встать особым образом у края любого из входов, то можно найти точку, с которой видно, как пробивается свет на противоположном конце.

Мне повезло застать то время, когда Дидинский туннель можно было пройти насквозь. В последние годы, однако, его стало частично затапливать — то ли дренажная система перестала справляться, то ли на нынешнюю сырую погоду объект не был рассчитан. И теперь у одного из выходов не пересыхает примерно 50-метровый участок. В теплое лето он становится чуть меньше, а в прохладное и дождливое — заметно больше. Поэтому большинству современных путешественников преодолеть весь маршрут можно, только специально снарядившись: помимо фонарей и теплой одежды нужны по меньшей мере высокие резиновые сапоги, поскольку местами глубина ледяной воды доходит до колен.

Еще действующий Дидинский туннель в 1991 году — за четыре года до его официального вывода из эксплуатации
Еще действующий Дидинский туннель в 1991 году — за четыре года до его официального вывода из эксплуатации

ЛЕГЕНДЫ О СОКРОВИЩАХ

Строительство туннеля началось в 1916 году на участке Казанско-Екатеринбургской железной дороги, а завершилось в 1918-м. Стены строители отделали неотесанным бутовым камнем, своды входов выполнили в виде монолитных сооружений, которые должны были если и не скрывать его от посторонних глаз, то, по крайней мере, не привлекать к нему излишнего внимания. По некоторым данным, оба портала строились с расчетом на то, чтобы выдержать артиллерийскую атаку.

— Вход-выход оформлены в виде крепостных башен с бойницами и зубцами, — рассказывает один из участников популярного туристического проекта "Ураловед", Станислав Жданов. — Когда смотришь на него, даже не верится, что все это построено практически вручную.

Сегодня нас мало чем можно удивить, а в те годы построить подземный объект такого масштаба было непростым делом. По официальным данным, длина туннеля составляет почти 1124 метра, ширина — 4,65, а высота 6,1 — метра. Параллельно основному туннелю идут два дренажных, при этом в центре имеется вентиляционная шахта длиной свыше 50 метров, выходящая на поверхность — долгие годы она была закрыта. Об этом вертикальном шурфе в архивах железной дороги говорится: шахта бетонная, сечением 3 на 2,5 метра, отделкой верхнего среза красным кирпичом, стены гладкие, покрыты трещинами со следами воды и льда, через весь шурф идет труба воздуха высокого давления диаметром 100 миллиметров.

Доты разыскать в густой траве непросто, но, если нашел — считай, повезло. Внутри места совсем немного — только-только, чтобы развернуться двум-трем автоматчикам
Доты разыскать в густой траве непросто, но, если нашел — считай, повезло. Внутри места совсем немного — только-только, чтобы развернуться двум-трем автоматчикам

Поговаривают, что в разгар Гражданской войны именно здесь проходили эшелоны Верховного главнокомандующего Русской армией Александра Колчака, отступающие в Сибирь. Кстати, впоследствии это породило легенды о спрятанных белыми в этих местах сокровищах. Но дальше разговоров дело не идет: документальных подтверждений этому нет ни в одном архиве.

Использовался туннель и во время Великой Отечественной войны. Официально военные не делятся информацией о туннеле, а вот железнодорожники более разговорчивы. Они, к примеру, подтвердили исследователям проекта "Вечный странник", что в то время объект имел стратегическое значение. Судите сами: некоторое время его охраняла собственная воинская часть, расквартированная в окрестностях, позднее вокруг него был организован пост стрелковой команды ВОХР — разве что зениток поблизости не было, но во все стороны у входов сделаны амбразуры. Через туннель шли составы с военной техникой, а также поезда, на которых эвакуировали людей из центральной части страны.

Более об этом историческом периоде ничего не было известно, пока, спустя годы, не поделился воспоминаниями бывший фронтовик Михаил Клепалов, который в 1963 году заступил на должность начальника гарнизона. Он один из тех немногих, кто рассказывал родным, что территория около туннеля была обтянута колючей проволокой, входные порталы охранялись автоматчиками. При этом недалеко от туннеля находилось тренировочное стрельбище: Михаил Андреевич водил туда свою дочь и братьев, показывал, как занимаются военные.

Та самая жутковатая верхушка шахты — при взгляде вниз кровь в жилах невольно холодеет: там 50-метровый провал!
Та самая жутковатая верхушка шахты — при взгляде вниз кровь в жилах невольно холодеет: там 50-метровый провал!

С "ВОЕНКИ" НА "ГРАЖДАНКУ"

Объект в те годы в круглосуточном режиме обслуживали десятки людей. Особенность микроклимата туннеля такова, что персоналу приходилось постоянно откачивать воду, следить за полноценной работой коллекторов, устранять засоры. Поезда ходили достаточно часто, но спешки в работе охраны не было: каждый состав встречали, тщательно досматривали и только потом пропускали внутрь, открывая брезентовые шторы — ими туннель был закрыт с обеих сторон. Это позволяло зимой не вымораживать инфраструктуру, а летом частично уберегало от насекомых.

И все же, даже учитывая требования безопасности и эксплуатации, машинистам поездов в туннеле разрешалось держать максимальную скорость не более 10 километров в час. А все из-за того, что в сырости рельсы могли повести себя непредсказуемо. Но то, что было сделано в царские годы, гарантировало если и не вечную, то долговременную работу: и в поздние советские годы все сохранялось без серьезных капитальных ремонтов, в целости, и функционировало, как того требовали условия.

-6

С годами объект получил гражданское назначение, став пропускным туннелем для поездов, следующих по ветке Екатеринбург—Москва. Однако уже в середине ХХ века началось проектирование, а позже строительство и укрепление насыпи для многопутной магистрали — в отличие от подземного "соседа", здесь, на открытой территории, ограничений по скорости нет и не было.

Ну а туннель в Дидино оказался обречен...

Последний поезд прошел по нему в декабре 1995 года, после чего территорию законсервировали: на въездных порталах установили огромные металлические решетки, рельсы и шпалы демонтировали, насосы и другую техническую начинку вывезли. И вскоре началось его неизбежное разрушение. С годами выяснилось, что совсем не случайно военные регулярно откачивали отсюда воду. В центре туннеля постепенно образовался ледник, достигающий местами полуметра в высоту, который практически никогда не тает, сохраняясь даже в самое жаркое лето. Дело в том, что температура внутри туннеля никогда не поднимается выше плюс 10 в воздухе, а на земле — стремится к нулю.

Со временем местные дачники срезали решетки, закрывавшие входы, сделав туннель общедоступным объектом, а лес поглотил когда-то открытые подходы к нему. Доты затянуло травой, лестница и воздуховоды в шахте заржавели и скрылись среди сухостоя, туннель стал ветшать и представлять все большую опасность для посещающих его людей. Несмотря на это, с нулевых сюда начался поток туристов, а также исследователей загадок и тайн.

Молодой лес сегодня практически полностью поглотил окружающую туннель инфраструктуру, поэтому далеко не все, кто приезжает сюда, находят доты и шахту
Молодой лес сегодня практически полностью поглотил окружающую туннель инфраструктуру, поэтому далеко не все, кто приезжает сюда, находят доты и шахту

УВИДЕТЬ МОЖНО, А ПРОЙТИ... НЕЛЬЗЯ?

Обо всем этом и о своих впечатлениях, полученных из прошлых походов, рассказываю своему товарищу и частому спутнику в моих поездках Азату Якупову — он хотя и любитель необычных, таинственных и просто красивых мест, ничего подобного в жизни не видел. Поэтому, пока мы, свернув с оживленного Московского тракта, едем 6 километров по грунтовке, повествую я ему и царскую, и советскую историю этого объекта, но сразу готовлю к тому, что пройти туннель насквозь нам не удастся, а вот увидеть — получится наверняка.

...Прошли дожди, и по превратившейся в грязь грунтовке доехать до места нам не удается. Оставляем машину в полутора километрах на обочине и идем по глинистой дороге, которая на подступах к туннелю начинает то раздваиваться, то троиться. И хотя я приехал сюда не в первый раз, магия места по-прежнему работает: около часа мы блуждаем по окрестностям, пытаясь отыскать спуски к туннелю или подходы к военным укреплениям. Истлевшие столбы, опутанные колючей проволокой, еще встречаются в густой траве и кустарнике, и поиски растягиваются до тех пор, пока мы не натыкаемся на вентиляционную шахту, выложенную снаружи старым кирпичом. Несмотря на теплый сентябрь, из нее веет каким-то безжизненным холодом. Переглядываемся и какое-то время ходим вокруг да около, пытаясь заглянуть внутрь и при этом сохранить равновесие и не рухнуть туда. Потом приходим к выводу: чтобы посмотреть вниз, никак иначе, кроме как ползком, к краю не подобраться.

Серые бетонированные края и видимое отсутствие дна щекочут нервы. Конечно, это лишь подстегивает к дальнейшим поискам, и вскоре мы набредаем на западный вход в туннель — застегиваем куртки, включаем фонарики и уходим в темноту.

Свисающие провода, выкрошившаяся часть стены туннеля, грунт, который неоднократно подсыпали и в советские, и уже в российские годы, леденящая кровь тишина, прерываемая лишь журчанием ручейков...

В одном месте останавливаемся и решаемся на риск: спускаемся друг за другом в отверстие, уходящее на несколько метров вниз. Так мы оказываемся в дренажном коллекторе, где воды заметно больше, чем можно было ожидать. Вылезаем обратно и продолжаем свой путь. Примерно в центре туннеля находим точку, с которой не видно ни входа, ни выхода. Жутковато и от холода, стоящего здесь. По пути встречаются нам ниши в стенах для укрытия обслуживающего персонала от движущихся составов — их здесь 16 небольших и еще три большего размера для спуска в дренажные штольни. А еще свет фонарей выхватывает камеры для хранения инструментов, лестницу в ту самую вентиляционную шахту, которую мы видели наверху, старые фонари, освещавшие своды, и ржавые провода, которые местами свисают так, что приходится их обходить стороной.

Некоторые провалы смотрятся угрожающе — подходить к ним опасно. Без шуток!
Некоторые провалы смотрятся угрожающе — подходить к ним опасно. Без шуток!

А вот и тот самый пласт льда. Скорее всего, в этом году ледяная глыба уже не растает. И неудивительно, что после нее с каждой сотней метров становится все более сыро. Вокруг темнота и странные звуки то ли осыпающейся каменной крошки со стен, то ли шума крыльев не видных нам летучих мышей. А еще — капли воды, которые то и дело попадают на лицо, на голову, а то и за шиворот.

Сначала вся эта вода, капающая сверху и подтаивающая снизу, образует небольшие лужи, которые нам еще удается обходить или перепрыгивать, но вскоре остается лишь один сухой путь — у кромки стены. Пройдя по нему совсем немного, когда и до выхода-то осталось метров 70, мы понимаем: это конец нашего "сухого" похода. Идти дальше остается только по воде или же повернуть вспять. Какое-то время обсуждаем возможные варианты — километр назад пройти несложно, но зачем, если вот он, выход?! Отваживаемся снять кроссовки и оставшиеся до "лесной суши" метры бредем по колено в ледяной воде. Эффектный финиш.

Восточный портал с годами все больше затапливается дождевой и ледниковой водой из глубины туннеля
Восточный портал с годами все больше затапливается дождевой и ледниковой водой из глубины туннеля

"ГОЛОВА БОЛИТ, СЕРДЦЕ КОЛОТИТСЯ"

Но сегодня нам еще повезло — мы оказались здесь вечером, и потому не встретили никого, кто помешал бы нашему путешествию. К сожалению, в последние годы экстремалы, приезжающие сюда на джипах, считают делом чести не пройти, а проехать по туннелю. Для этих целей внутри, а также на подъездах к нему заготовлены доски — их автоэнтузиасты подкладывают под колеса на особо опасных участках пути. При этом водители, упражняющиеся друг с другом в скорости прохождения туннеля, на форумах в Интернете активно обсуждают тонкости маршрута и советуют друг другу, как здесь лучше проезжать, чего опасаться и каким способом преодолевать водную часть маршрута. Краеведы, для которых сохранение самого известного объекта станции Дидино в нынешнем виде было бы наилучшим вариантом из всех возможных, прогнозируют: рык моторов и выхлоп топливных газов со временем сделают свое дело — туннель если и не обрушится, то станет крайне опасным для хождения здесь людей. И потому взывают к разуму автомобилистов, но те игнорируют любые попытки их усовестить.

Известный уральский журналист Юрий Коньшин отмечал, что, по некоторым данным, в окрестностях этого туннеля зафиксирована сильная геопатогенная зона. "Деревья в лесу стоят с сильно искривленными стволами, а кустарник и трава гигантского размера", — пишет он в своих записках и даже уверяет, что самочувствие на этом относительно небольшом пятачке земли резко ухудшается: возникает сильная тяжесть в голове, сердце колотится, повышается давление. "А птицы это место и вовсе облетают стороной, животные также его избегают. У людей появляется непреодолимое чувство страха, хочется поскорее отсюда убраться, словно кто-то невидимый тебя выживает", — сообщает он. Но то ли в этих словах он выдает желаемое за действительное, то ли просто ему "повезло" быть здесь в какое-то чересчур неудачное время, однако мы вышли из туннеля не то что не уставшими, но и будто посвежевшими и даже бодрыми. А на обратном пути с ближайшего дерева спугнули какую-то птицу.

Впрочем, все тот же инженер, немного изучавший историю царско-советского и немного российского туннеля, рассказывает, что дидинский объект относится к горным и пробит в граните. Этим вполне может быть обусловлен немного повышенный радиоактивный фон внутри и в дренажных каналах. Он же предположил, что туннель мог использоваться и не по назначению: не исключено, что тут укрывали какую-то технику. Кстати, именно для вывода дизельных газов могла предназначаться та самая шахта.

БУДУЩЕЕ, КОТОРОГО НЕТ...

Дачники, которые трудятся и отдыхают на своих участках в полукилометре от восточного входа, сознательно придумывают разного рода ужасы, надеясь отпугнуть туристов. Например, в период бума походов в туннель они рассказывали, что одно время сюда повадились ходить косолапые.

— Медведица в сады действительно приходила, да не одна, а с медвежонком, — рассказывает один из них. — Многие участки здесь заброшены, клубника на большинстве из них уходит под снег несобранная. Вот они по ягоды и пришли. Заодно и пасеку на восемь ульев приватизировали у одного из садоводов, а его самого на дерево загнали. Наши сады и весь район вокруг них относятся к городу Первоуральску, а единственная дорога до садов идет через Ревду. Ревдинским полицейским нет дела до садов, а первоуральские доехать до них не могут.

Садоводам эти "жути" на руку: чем меньше будут ходить и ездить здесь туристы, тем им же спокойнее. Но не понимают они почему-то, что в современных людях это лишь разжигает еще больший интерес...

И даже странно, что никто в Свердловской области до сих пор не подумал о том, чтобы сделать из этого объекта аттракцион, подобный тому, который появился в Иркутске на одном из недействующих участков Кругобайкальской железной дороги. "Туннель находится в аварийном состоянии, поэтому его использование в дальнейшем нецелесообразно", — говорят власти. Однако это не мешает им включать Дидинский туннель в многочисленные путеводители, где предлагается маршрут выходного дня с посещением высоких живописных виадуков, которые находятся на пути к соседней железнодорожной станции, Дружинино.

А в сотне метров от заброшенного туннеля, на железнодорожной ветке на Москву, кипит повседневная жизнь: ползут товарняки, со свистом пролетают электрички, пыхтят поезда. Пассажиры пьют чай, обедают и разгадывают кроссворды, время от времени выглядывая из окон. И даже не подозревают, что проезжают мимо места, которое навсегда вошло в историю и дожило до наших дней.