Изначально маскарадные переодевания никак не сочетались с церковными русскими традициями, даже наоборот, считались элементами бесовства. Подобные вещи позволялись строго в Рождество и весной - результат сохранения языческих представлений народа. Поэтому к маскарадам в обществе отношение было неоднозначным.
Известно, что Екатерина II любила торжества. Например, она во время масленницы провела настоящий карнавал "Торжествующая Минерва", возвеличивающий справедливость императрицы и ее покровительство наук и искусств. Актеры изображали как пороки - пьянство, невежество, лень, так и добродетель - разум, кротость, любовь. Как вспоминал потом очевидец, это зрелище было
совсем новое, необыкновенное и никогда, не только в России, но и нигде не бывалое… подобное Римским… Там на высокой колеснице изображался Парнас, Аполлон, Музы. Тут восседал Марс с Героями в полных доспехах.
Действо совпало с Масленой неделей, поэтому народом оно воспринималось как вполне естественное.
Другое отношение было к вечерним, публичным маскарадам, которые в XIX веке устраивались в доме Энгельгардта. Более того, это место стало первым в стране, где стали проводиться публичные маскарады.
Попасть на них мог каждый - достаточно внести плату за вход. Под масками мог скрываться кто угодно, в поэме Лермонтова даже проводится намек на "особых" женщин:
Князь
Там женщины есть... чудо... И даже там бывают, говорят...
Арбенин
Пусть говорят, а нам какое дело? Под маской все чины равны
Из-за смешения разных социальных групп дом Энгельгардта превратился в скандальное место, замешанное в громких историях и слухах. Может показаться удивительным, что маскарады пользовались популярностью, но не стоит забывать, что Россия во второй четверти XIX века находилась под правлением Николая I. Петербург, по выражению М.Ю. Лотмана, в этот период был "чопорным и затянутым в мундир". Для представителей светского общества маскарад становился "пряной" альтернативой строгим балам.
Источники
Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)
Торжествующая Минерва. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины