Найти тему

Деревомостители Петербурга

Старинный Петербург

Рассматривая старинные открытки с видами Петербурга, поражаешься красоте города. Впрочем, необязательно листать альбомы, можно отправиться в Петербург и посмотреть все на месте. Центр города до сих пор составляют старинные здания, помнящие еще Пушкина.

И все же, многое изменилось, просто это незаметно, потому как старинные иллюстрации запах не передают, а пах старый Питер на современный вкус не особо непритязательно. Навозом он вовсю благоухал. Все дело в мостовых, причем тех, по которым царский кортеж ездил.

Даже в начале прошлого века асфальт в Петербурге был только рядом с хорошими гостиницами и вокзалами – небольшие полоски для стоянки извозчиков. В основном же улицы были вымощены булыжником и брусчаткой. Брусчатка была лучше – более долговечной и экипажи на ней трясло гораздо меньше. Но и дорога она была, булыжник все же дешевле.

Каменные мостовые сами по себе стоили дорого – нужно было завести камень, подготовить песчаную подушку под него, обтесать. Кроме того, специально обученные люди постоянно занимались ремонтом – камни со временем разрушались из-за ударов окованных железом колес и копыт. Нужно было аккуратно вынуть расколотый булыжник, подтесать по месту новый и затрамбовать его специальной трамбовкой из ствола дерева.

-2

булыжная мостовая

А не мостить было никак – город столичный, а питерский климат – это слякоть и дождь весной и осенью, да и летом может на неделю зарядить. По не мощеной дороге и не проехать. Да и вообще не комильфо – дворцы и грязь по колено.

С другой стороны каменные мостовые очень некомфортные – и ходить по булыжникам неудобно и в экипаже ехать тяжело – шум ужасный и трясет так, что язык прикусить запросто можно. Это сейчас автомобили на пневматических шинах, а тогда экипажи деревянные колеса, окованные железом имели. Да и рессоры были так себе.

И поэтому главные улицы Петербурга мостили… деревом.

Автор ничего не имеет против деревянных мостовых. На Дальнем Востоке и Севере детство провел, так что по ним набегался и напрыгался от души. Деревянные мостки все лучше грязи, но менять их надо часто – каждые года 3-5, потому как гниют быстро.

-3

дореволюционный Питер

Но в те времена деревянные мостовые были совсем другие – так называемые торцевые, предназначенные не только для пешеходов, но и для экипажей и телег.

Были эти мостовые сущим кошмаром для градоначальника. С одной стороны – ездить по ним, в отличие от булыжных улиц, куда приятнее – не трясет, шума нет. Но вот содержать их еще сложнее, чем замощенные камнем. И еще дороже, чем каменные!

Сейчас таких дорог нет, поэтому придется объяснить, что они представляли.

Сначала делалась подсыпка из песка. На нее укладывалось подложка из деревянных досок (позднее в начале 20 века их заменили бетоном). А сверху на подложку плотно укладываются вырубленные вручную специальным шаблоном шестигранники из спилов лиственницы. Как сейчас тротуарная плитка. Впрочем, чаще всего для ускорения и удешевления строительства дороги, вместо вырубки шестигранников клали срезы как есть, стараясь, чтобы они прилегали друг к другу поплотнее. Халтура конечно, зато экономия.

Шестигранники железными шпильками крепили к подложке, заливали смолой и посыпали песком.

-4

мостовая из деревянных шестигранников

Вот такая непростая технология.

Плюсы – тихая езда экипажей , ровная дорога, лошади не ломали себе ноги, как порой на булыжных мостовых. Именно поэтому так мостили дороги не где-нибудь, в на улицах, по которым наиболее часто проезжал императорский кортеж.

Были и минусы: деревянные плитки весьма хорошо впитывали воду и становились скользкими во время дождя и при гололеде зимой. Не помогал и песок. Еще – они быстро гнили, что приводило к постоянным ремонтам мостовых. И дерево приходилось ввозить в столицу эшелонами.

А самое главное – в отличие от каменных мостовых, такие плитки впитывали не только воду, но и навоз. А навоза в те времена было много! Так что благоухал в летний солнечный день парадный проезд императора Всероссийского не по-детски!

-5

устройство торцовой мостовой по "упрощенной технологии"

Чтобы смыть навозную жижу мостовые дворниками поливались из шлангов. Навоз-то смывался в Неву, но от промывки мостовые еще сильнее гнили. Заколдованный круг.

На каменных мостовых было попроще – там дворники собирали навоз в совки.

Кстати, вы знаете куда шел собранный дворниками конский навоз? Как удобрение – это понятно. Но вообще-то больше всего его осенью требовалось Балтийскому флоту. Так что матросы его забирали.

-6

помывка мостовой

И нужен он был для подготовки кораблей флота к зимовке. Чтобы корабли лучше перенесли суровую зиму, навоз загружали слоем в трюмы и обкладывали им трубопроводы. За счет разложения навоза выделялось тепло и это спасало корабли от замерзания воды, которая неизбежно просачивалась в трюм и оставалась в трубопроводах. Без конских экскрементов была вероятность получить повреждения от замерзшей воды.

А весной матросы очищали корабли от пахучего удобрения и проветривали помещения. И так ежегодно.

Если статья понравилась, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал