Многие бабушки и дедушки признаются, что самое большое удовольствие для них – баловать внуков. Дело родителей – установить дисциплину, помыть-постирать, проверить домашнее задание и прекратить истерику. Дело бабушек и дедушек – дарить подарки, тайком подсовывать конфеты и просто играть с внуками.
Для родителей, как и для самих детей, будет очень хорошо, если в воспитании младшего поколения примут активное участие бабушки и дедушки. Но у каждой медали имеется две стороны. Так и в этом случае, ведь старшее поколение выросло, и было воспитано в совсем иных условиях и при других моральных ценностях. Они имеют свое мнение по поводу тех или иных методов воспитания внучат, и это мнение очень часто отличается от мнения самих родителей. Но как все-таки достичь взаимного согласия? Давайте вместе разберемся с этим вопросом.
Бабушка воспитывает внуков чаще всего не так, как своих детей. Иногда у них это становится поводом для обиды: почему я в детстве мыл посуду, а мою дочь, которую я пытаюсь приучить к порядку и ответственности, балуют и говорят: «Ничего, ты посиди, я сделаю все за тебя». Причина кроется в различном статусе. Родитель несет ответственность за детей, воспитывает у них определенные качества и вынужден их ограничивать. А прародители не несут за него такой ответственности, могут расслабиться и получать удовольствие от общения. И поэтому бабушки и дедушки гораздо чаще балуют внуков, чем своих детей. Здесь очень важно, чтобы сами родители это правильно понимали. Иногда полезно им вспомнить своих собственных бабушек и дедушек, с которыми они отдыхали, играли в детстве. Почему по-другому должно быть у их детей? Это закон жизни. У бабушек и дедушек воспитательная задача другая.
Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель "близкие отношения на известном расстоянии": молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.
Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.
Не надо требовать от бабушки и дедушки изменить свое поведение. Ведь когда родители оставляют ребенка няне, воспитательнице в детском саду, то принимают чужого человека со всеми его плюсами и минусами. Почему же бабушку нельзя принять? Почему бабушка должна под родителей подстраиваться, а воспитательница нет?
Родителям важно иметь в виду: бабушка и дедушка ничего не обязаны для них делать. Молодые говорят: «Почему они не хотят!.. Они должны заботиться о внуке!» Они не «должны», они «могут». Если по каким-то причинам прародители не так активно включаются в процесс воспитания, как вам хочется, вы можете им об этом говорить, а не требовать.
Дети учатся у родителей отношению к старшим и к ним самим будут относиться так же, как их мамы и папы к своим родителям. Воспитание в семье уважения к старшему поколению зависит от личного примера родителей, от заведенного в семье порядка.