Почти два столетия назад самая крупная из традиционных российских ярмарок – Нижегородская – приняла вид, который привел ее к славе и невиданному размаху. Какой она была раньше, и какой стала в наши дни?
Блуждающий торг
С тех пор, как первые караваны двинулись по Волжскому торговому пути, миновали даже не века, а целые тысячелетия. И немудрено, что на всем его протяжении то и дело возникали разного масштаба торжища, где можно было «купить и продать». Одним из таких мест был Купеческий остров вблизи Казани, однако оно считалось не слишком спокойным, поскольку российская юрисдикция на него не распространялась.
Только когда Иван Грозный взял Казань, а затем и Астрахань, путь по Волге полностью «перешел под руку» России, и для купцов настало золотое время. Сам собой возник торг у Макарьевского монастыря, где встречались суда тверичей и астраханцев, идущие навстречу друг другу от верховий и от устья реки. Год от года ярмарка разрасталась, связывая запад с востоком, и наконец приобрела известность, как одна из крупнейших в стране.
К началу XIX столетия Макарьевской ярмарке стало тесно возле стен обители, и неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если бы сильнейший пожар не уничтожил все деревянные строения торга. Император Александр Благословенный хорошо понимал важность развитой торговли, дающей изрядный приток средств в казну, а потому пошел на беспрецедентный шаг.
В 1817 году немалые средства (целых 6 миллионов рублей), назначенные на переделку Зимнего дворца, по царскому распоряжению ушли на строительство новой ярмарки. Проект торгового комплекса принадлежал будущему автору Петербургского Адмиралтейства – Адриану Захарову. Место для постройки выбрали знаковое – Стрелка (мыс), где соединялись Волга и Ока, и территорию освоили с размахом – новый торг протянулся почти на 8 километров.
К новой нижегородской ярмарке применили все известные проектные новшества. Для защиты от весеннего половодья здания с трех сторон окружил обводной канал более 100 метров шириной, выходящий в ближайшие водоемы. Кроме того, впервые в торговой истории для комплекса создали специальную подземную канализацию. Ее галереи располагались рядом с крайними торговыми рядами и представляли собой каменные коридоры, по бокам которых были устроены писсуары с желобами для стока. Чистоту помещений обеспечивала вода из обводного канала, ежедневно поступающая по трубам, и смывающая всю грязь. Интересно, что аналогичные постройки в европейском Париже появились на несколько десятилетий позже.
В 1896 году Нижний Новгород сделался достойным хозяином Всероссийской торгово-промышленной выставки. К этому времени город располагал трамвайным сообщением, ждать которого жителям Петербурга и Москвы оставалось еще несколько лет. Выставка с блеском продемонстрировала уровень развития науки и промышленности государства: там впервые показали радио Попова, русские авто и знаменитую гиперболоидную башню.
Всего полюбоваться на новинки на ярмарку прибыло больше миллиона гостей из разных стран. К началу нового, XX века ярмарка уже превратилась в целый город, где кроме торговых рядов можно было найти церкви и театры, рестораны и банки, гостиницы и биржу. В деловых кругах за торгом закрепилось прозвище «Кармана России».
На Ярмарке все есть!
Абсолютное большинство из почти 20 тысяч российских ярмарок проводились либо весной перед началом полевых работ, либо осенью, по завершении летней уборочной страды. И только Нижегородский торг, напрямую связанный с волжской навигацией, проходил с середины июля до конца августа или до начала сентября.
В середине XIX века он вышел на первое место в стране по товарообороту и сумме торговых операций, им завершался один коммерческий год и начинался новый. А купечество использовало ярмарку как главную площадку не только для совершения сделок, но также для создания взаимовыгодных союзов, для устранения конкурентов и для «наведения мостов» с торговыми гостями из соседних стран. По свидетельствам современников, на Нижегородскую ярмарку съезжалась вся Россия, посещали ее негоцианты из Китая, Персии, Бухары, Закавказья, случались и визиты европейских предпринимателей.
Поначалу абсолютная пальма первенства по популярности среди товаров принадлежала чаю – он даже служил своеобразным ценовым мерилом, по его стоимости устанавливались прочие цены ярмарки. Правда, ко второй половине столетия «наипервейший товар» утратил свои позиции: сначала правительство дало разрешение на беспошлинную торговлю с Китаем, а затем в Россию из Европы начали поставлять кантонский чай, более низкого качества, но зато и более дешевый. В итоге элитный напиток утратил свое исключительное положение, и стал обычным товаром.
Большим спросом у покупателей пользовались хлеб, рыба, соль, вина, уральское железо и сибирские меха. Московские купцы везли на продажу высококачественные ситцы, изделиям из которых «не было сносу». Их коллеги из Костромы и Владимира поставляли на торг дешевую хлопчатобумажную материю с «богатым» рисунком, который безнадежно линял после первой же стирки. Правило «на каждый товар – свой купец» здесь работало безотказно: бойко уходили и те, и другие ткани. С открытием на ярмарке банка оборот сделок еще возрос, достигая порой 200 000 золотых рублей за неполные два месяца торговли.
Торжище людское
Российская коммерция, требующая от участников сделок разнообразных познаний, изворотливого ума и недюжинной деловой хватки, воспитала целые династии финансистов, промышленников и торговцев. Для них не было сословных преград – часто миллионерами становились выходцы из мещанских и даже крестьянских семей. Особенным уважением в торговой среде традиционно пользовались представители старообрядческих фамилий, получившие строжайшее воспитание: их слово при заключении любых договоров ценилось на вес золота.
Самой влиятельной династией «на Низу» (так назывался тогда Нижегородский край) считались Бугровы. Владелец пароходов, леса, складов, пристаней и целых селений, основатель фамилии Петр Егорович был известен крайней скромностью в быту. Он одевался в поддевки, смазные сапоги и овчинные тулупы, спал на печи, а питался в основном щами и кашей с черным хлебом.
Зато, когда нижегородцы отправляли ополчение на Крымскую войну, Бугров на собственные средства собрал для них огромный обоз. Внук первого Бугрова, Николай Александрович, не только приумножил семейный капитал, но заодно выстроил приют для убогих, ночлежку для бездомных и регулярно жертвовал большие суммы на благотворительность. Слава семьи была так велика, что народ все качественное, сделанное «на века», именовал словечком «Бугровское».
Ради справедливости надо отметить, что сформированный в годы советской власти образ купеческого самодура, пьющего народную кровь и швыряющего на ветер нажитые рубли, имел под собой некоторые реальные основания. В Нижнем Новгороде хорошо знали «водного короля» Гордея Чернова, крестьянина, сделавшего себе состояние на поставках бакинской нефти.
Хозяин пяти пароходов и нескольких десятков грузовых баржей сутками кутил по кабакам, бил посуду, зеркала и мебель, любил издеваться над прислугой, хотя «за бесчестье и разор» обычно все же платил сполна. Удивительно, но этот беспутный персонаж окончил дни свои в Афонском монастыре, где принял монашеские обеты. Свое гигантское состояние Чернов завещал раздать нищим.
Вообще многие гости ярмарки предпочитали предаваться не благочинным развлечениям, а безудержной гульбе в кабаках и «заведениях с девицами». Иногда первое и второе объединялось под одной крышей: ресторанные хористки не гнушались оставаться с посетителями в номерах наедине, разумеется, за отдельную плату. А по количеству официально зарегистрированных проституток Нижний Новгород в дни проведения ярмарки выходил на четвертое место в империи, уступая только Петербургу, Москве и Варшаве. И поскольку в город на время торга собирались все главные финансовые воротилы России, за ними в надежде поживиться тянулись уголовники всех мастей от карманников и шулеров до настоящих звезд преступного мира.
Двести лет спустя
Нижегородская ярмарка и в XX веке все так же составляла бы славу российской торговли, если бы не войны и революции начала столетия. Политические потрясения привели промышленность и торговлю в упадок, и в марте 1930 года знаменитый торг больше чем на полвека прекратил свое существование. Лишь в мае 1990 года в Нижнем Новгороде открылась выставка с говорящим названием «Пролог», которая открыла новую страницу в истории ярмарки. «Пролог» прошел с большим успехом, а потому еще до конца года энтузиасты из правительственных, промышленных и коммерческих кругов утвердили акционерное объединение «Нижегородская ярмарка», утвердили дирекцию нового торга, его символику и план развития.
Почти три десятилетия новой Нижегородской ярмарки показали, что возродили ее не напрасно. В наши дни в ее ходе проводится около 50 тематических выставок и более 300 конференций, форумов, круглых столов и презентаций. Как и во времена царской России, это коммерческое мероприятие пользуется огромной популярностью у предпринимателей всего мира: за последние годы число ее гостей превысило 3 000 000 человек. В их числе в разные годы были главы Российского государства, представители королевских домов Европы, известные политики и общественные деятели. Ярмарка в Нижнем Новгороде – это прекрасный пример соединения в настоящем времени уроков и традиций прошлого с возможностями и ресурсами будущего.
Екатерина Кравцова