Расторгнув (денонсировав) Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, что заключался в прошлом между странами-соседями Украиной и Россией, президентом Порошенко была подведена юридическая основа под взаимоотношения двух государств. Ведь политическое содержание документа никак не соответствует сегодняшним реалиям.
Действительно, какое может быть партнерство, если страны фактически воюют между собой? Абсурд! Россия проигнорировала положение о территориальной целостности соседствующей державы и произвела так называемую аннексию Крыма. Другая часть территории Украины фактически ею оккупирована.
Так что денонсация очень многими украинцами и россиянами воспринимается спокойно: это дело нужно было завершить несколько лет назад. А кто именно, Порошенко или Путин, займется денонсацией, это вопрос вторичный.
Формальности приводятся к реальному положению дел и в других сферах, так или иначе касающихся взаимоотношений двух стран. К примеру, активизировались процессы становления независимой церкви (УПЦ). Православная церковь в Украине выходит из-под юрисдикции российского патриархата.
Но что последует после этого жеста украинской стороны? Юридический договор, хотя его основа и разрушена, всё же считается неким ограничителем. Окончательный отказ от соблюдения его условий стороне-агрессору развязывает руки. Ей уже нет необходимости оправдываться, а если и совершать запрещенные действия, то с опаской и оглядками.
Таких договоров, что регулируют отношения двух государств, очень много - их сотни. Но отказ от основополагающего документа приведет к разрушению всей системы договорных отношений. А дальше возникнет ситуация, когда основной ущерб понесет Украина. Уже сейчас кремлевские эксперты ликуют: Порошенко сам развязал руки России!
Что и говорить, Кремль пока не слишком строго следует международным правилам, фактически игнорирует их. Теперь же никакими правовыми пределами он ограничен не будет, необходимость оправдываться отпадает.
Но между украинской и российской сторонами сформировались всевозможные отношения, что таки и не были в прошлый, мирный период урегулированы до конца. Теперь они становятся особо проблемными, готовыми в любой момент "взорваться". Это, в частности, решение вопросов, касающихся статуса Керченского пролива и всей акватории Азовского моря.
Москва прямо сейчас может осуществить жесткие действия и оправдать их уже тем, что именно Киев отказался урегулировать отношения. Да, имитация права приносит разрушительные последствия. Однако и окончательно отказываться от правовых регуляторов - это сомнительный выход.