Найти тему
MCMAGJOURNAL

ПОЛНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ВСЕЛЕННОЙ COMME DES GARÇONS

Модную империю Рей Кавакубо и ее мужа Эдриана Йоффе не зря называют вселенной Comme des Garçons. Огромная, чрезвычайно сложная и постоянно расширяющаяся – так же, как и наша вселенная – для того, чтобы полностью освоить все детали вселенной Comme des Garçons и множества брендов, находящихся под руководством Кавакубо и Йоффе, может понадобиться магистерская степень.

Среди них есть различные суббренды, марки других дизайнеров, финансируемые Comme des Garçons, розничные проекты, линии, прекратившие существовать, а также, конечно, коллаборационные инициативы. С чего начать изучение Comme des Garçons и всего того, что стоит за этим названием? Ведь нет ни одного бренда, который может сравниться с широтой ассортимента продукции Comme – от простых футболок и до абстрактных и замысловатых произведений зрелищного искусства.

Если считать показателем то, что в Институте костюма Метрополитен-музея прошла выставка, посвященная Рей Кавакубо – она стала вторым дизайнером, удостоившимся подобной чести при жизни (после Ив Сен-Лорана) – Comme des Garçons почитается больше, чем просто бренд. Более того, работы Кавакубо обладают таким художественным качеством, которое ставит под сомнение саму сущность одежды – чем одежда является, чем не является и чем она должна быть. Таким образом, любое исследование Comme des Garçons должно включать именно то, что порождает особую, почти волшебную ауру вокруг компании: коллекции с модных показов.

В обширной истории вселенной Comme des Garçons 1969 год ознаменовал собой метафорический Большой Взрыв, когда юная Кавакубо представила в Токио свою дебютную линию.

Кавакубо, до этого работавшая в качестве внештатного стилиста, сама обратилась к созданию костюмов после того, как не смогла найти то, что искала. Отсутствие интереса к ассортименту продукции, в те времена представленной на рынке, привело к тому, что целью Кавакубо при создании бренда было не только получение прибыли, но и создание одежды, которая ей действительно нравилась. В 1973 году компания была официально зарегистрирована под названием Comme des Garçons Co. Ltd. Несмотря на то, что в буквальном переводе это означало «как мальчики», изначально бренд Comme des Garçons ориентировался исключительно на женщин. В 1978 году Кавакубо расширила ассортимент до мужской одежды, запустив первую мужскую линию компании Comme des Garçons Homme.

Первые успехи пришли к Comme des Garçons в 1970-х в Японии, и к 1975 году Кавакубо уже показывала коллекции Comme des Garçons в Токио. В 1981 году Кавакубо впервые провела модный показ в Париже, который общепризнанно считается началом эпохи «антимоды». В те времена в женской моде преобладали цветастые, категорически женственные силуэты, а стилем господствовали амазонские супермодели 80-х и такие дизайнеры, как Джанни Версаче. С помощью состаренной, струящейся и темной одежды, которая совсем не обязательно должна была подчеркивать фигуру, линия Comme Кавакубо бросила вызов статусу-кво. В западной прессе стиль Кавакубо называли «Хиросима-шик», приписывая ему политический смысл, которого на самом деле не было, и относясь к дизайну Кавакубо строго как к японскому творению – что, оглядываясь назад, было недальновидным описанием, учитывая гениальность и все последующие достижения дизайнера.

С той дебютной парижской коллекции и до сегодняшнего дня основная марка Comme des Garçons, разрабатываемая Рей Кавакубо, решительно шла против господствующего стиля, выпуская коллекции, которые были больше заявлением о текущей ситуации в мире или произведением искусства, чем творениями, удобными для носки. Возьмем, к примеру, культовую коллекцию «Body Meets Dress, Dress Meets Body» – которую также часто называют «lumps and bumps» («бугры и шишки») – 1997 года, которая выступила против массового фетишизма «идеального» женского силуэта в мире моды. Изначально коллекцию высмеяли, но в ретроспективе она считается гениальной идеей – это повторяющаяся тема в наследии Кавакубо. Линия Comme des Garçons до сих пор остается маркой с самым четко выраженным направлением во вселенной Comme.

В подтверждение абстрактного начала линии художественный куратор Института костюма Метрополитен-музея Эндрю Болтон рассказал, что меньше всего Кавакубо любит коллекции Осень/Зима 2005 и Весна/Лето 2012, потому что их слишком легко было понять. Действительно, Comme des Garçons проще представлять как постоянно развивающееся произведение искусства. Это линия, в которой Кавакубо представляет свои самые радикальные образы, и множество диффузных линий Comme черпает свое вдохновение именно отсюда, предлагая более приемлемое видение того, что из себя представляет Comme des Garçons.