Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Военная техника Чернобыля. Часть-1

26 апреля 1986 года случилась крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. Сбой в работе реактора привел к взрыву на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, с выбросом опасных радиоактивных материалов.

Со временем многие машины в зоне отчуждения стали добычей мародеров и охотников за металлоломом
Со временем многие машины в зоне отчуждения стали добычей мародеров и охотников за металлоломом

В ликвидации аварии было задействовано беспрецедентное количество людей – 600 тысяч. В зону катастрофы были командированы действующие военнослужащие из различных частей, дополненные резервистами. На их плечи ложилась самая рутинная и опасная работа, заключавшаяся в разборе завалов и расчистки территории. Для этих целей, в зону катастрофы были доставлены практически все виды инженерной (и не только) бронетехники, находящейся на вооружении Советской Армии.

Вид на могильник техники, позволяющий увидеть лишь малую часть техники, оставленную в зоне катастрофы
Вид на могильник техники, позволяющий увидеть лишь малую часть техники, оставленную в зоне катастрофы

Миссия машин была «одноразовой», так как проводить дезактивацию техники было дороже, чем бросить ее. Потому технику свозили в «могильники» - место последней стоянки сотен автомобилей, инженерных машин, вертолетов и бронетранспортеров. Сегодня мы рассмотрим эти образцы, за рычагами которых люди отдавали свой, порой самоубийственный, долг Родине.

ИСУ-152

В Чернобыль машины прибыли из базы хранения артиллерийских вооружений в Новомосковске. Из 75 машин, задействовали 11, а остальные порезали.
В Чернобыль машины прибыли из базы хранения артиллерийских вооружений в Новомосковске. Из 75 машин, задействовали 11, а остальные порезали.
В случае повторного взрыва крупнокалиберные САУ должны были стрелять в землю, что бы уводить образующийся пожар. Но взрыва не последовало, и ИСУ не понядобилась.
В случае повторного взрыва крупнокалиберные САУ должны были стрелять в землю, что бы уводить образующийся пожар. Но взрыва не последовало, и ИСУ не понядобилась.
На данном экземпляре орудие демонтировали, закрыв амбразуру свинцовой заглушкой
На данном экземпляре орудие демонтировали, закрыв амбразуру свинцовой заглушкой
Одна из самых известных у "туристов" ИСУ-152  - машина с бортовым номером "100", стоящая вне скопления техники.
Одна из самых известных у "туристов" ИСУ-152 - машина с бортовым номером "100", стоящая вне скопления техники.

ИМР-1

Инженерная машина разграждения была создана на шасси танка Т-55. Корпус машины был герметичен и обладал противоатомной защитой.
Инженерная машина разграждения была создана на шасси танка Т-55. Корпус машины был герметичен и обладал противоатомной защитой.
Стрела машины могла поднять груз массой до двух тонн, а бульдозерный отвал позволял расчищать завалы на скорости до 200 метров в час
Стрела машины могла поднять груз массой до двух тонн, а бульдозерный отвал позволял расчищать завалы на скорости до 200 метров в час
Так как на момент аварии это была единственная машина, которая могла работать в непосредственной близости к реактору,большинство имеющихся на вооружении машин, были направлены в зону отчуждения
Так как на момент аварии это была единственная машина, которая могла работать в непосредственной близости к реактору,большинство имеющихся на вооружении машин, были направлены в зону отчуждения
Последнее пристанище ИМР-1, действовавшие в Чернобыле, обрели на военном аэродроме в окрестностях Припяти.
Последнее пристанище ИМР-1, действовавшие в Чернобыле, обрели на военном аэродроме в окрестностях Припяти.

БАТ-М

Путепрокладчик на основе шасси артиллерийского тягача АТ-Т обладал бульдозерным отвалом шириной в пять метров
Путепрокладчик на основе шасси артиллерийского тягача АТ-Т обладал бульдозерным отвалом шириной в пять метров
БАТ-М в процессе сноса дома в рамках "захоронения" деревень
БАТ-М в процессе сноса дома в рамках "захоронения" деревень
Кабина машины была герметичной, с фильтро-вентиляционной установкой. Это позволяло экипажу дольше находится в зоне высокого заражения
Кабина машины была герметичной, с фильтро-вентиляционной установкой. Это позволяло экипажу дольше находится в зоне высокого заражения
Как и многие другие образцы техники, БАТ-М остался догнивать на территории Зоны.
Как и многие другие образцы техники, БАТ-М остался догнивать на территории Зоны.

БМР-1

Бронированная машина разминирования была создана во время войны в Афганистане. Базой для нее послужила самоходка СУ-122-54
Бронированная машина разминирования была создана во время войны в Афганистане. Базой для нее послужила самоходка СУ-122-54
На чернобыльской БМР виден каркас с дополнительной свинцовой защитой
На чернобыльской БМР виден каркас с дополнительной свинцовой защитой
После долгих лет в могильнике, на ИМР не осталось ни грамма свинца.
После долгих лет в могильнике, на ИМР не осталось ни грамма свинца.

Несмотря на то, что этот текст о технике, все мы понимаем, что за рычагами находились отважные и самоотверженные люди, которым, пожалуй, без преувеличения, обязан весь мир.

Спасибо за внимание! Во второй части материала мы коснемся более традиционной техники, задействованной в ликвидации аварии на ЧАЭС. Рекомендую материал о специальном транспорте ВТС "Ладога", который был создан для условий, сложившихся в 1986 году.