Агрессия как движок необходима для преодоления трудностей, достижения своих целей и защиты. Но в тех случаях, когда:
- человек с детства не в контакте со своими чувствами, и его «хочу» подавлялось в родительской семье;
- длится период субъективного ощущения «жизни под плинтусом»;
- человек вынужден терпеть действительность без возможности противостоять (на работе, в семье, в отношениях)
вместе с невыраженными чувствами блокируется и энергия. Внешне кажется, что «нет сил». И тогда нужна энергия от других людей, что и получает в конечном итоге пассивно-агрессивный человек в своем провоцирующем поведении.
Пассивная агрессия, возможно, - последний и единственный шанс «выражения себя». Я есть. Это клапан на пароварке, чтобы она не взорвалась. А вот для того, кто в контакте с пассивно-агрессивным человеком, жизнь становится нелегка.
Естественная обратная связь на пассивную агрессию – активная. Лев на картинке в своем праве: реакция на пассивную агрессию снеговика. Именно так она, пассивная агрессия, выглядит в поле.
А как еще Лев может среагировать на «знакомые признаки»:
-«Я не сказала НЕТ, я не сказала ДА». Повисите немного в неопределенности. Это дает мне энергию.
-" Я обещал(а)…но вы слишком нетерпеливы». Обещанного три года ждут?
-" Я сделаю это для тебя потом». Но потом бывает поздно, потому что забыл(а)…или как-то «оно само не сделалось»
- Игра в молчанку: без объяснения причин нет ответа на попытки контакта, не отвечает на смс, звонки, письма и т.д.
- "Это была шутка". А не сарказм, провокация, язвительность. Вы что, шуток не понимаете?
Итак, Лев на картинке в ответ выражает агрессию открыто. Но он, увы, не прав. И прежде всего по отношению к самому себе. Сейчас он играет роль в чужом сценарии. А терять энергию никому не выгодно.
Рабочий формат: консультант – клиент
По-другому проявляется пассивная агрессия у клиента в диаде клиент – мастер (психолог, расстановщик, таролог):
- Клиент любит менять и «переменять» время консультации.
- Он любит опаздывать, просто обожает. Разумеется, по обстоятельствам непреодолимой силы.
- Он любит «забывать» отключать телефон на консультации. И с недоумением отвечает на звонки: «я ведь его отключал».
- Клиент «забывает» то, что вы ему сказали на консультации, но для него это «очень-очень важно»: поэтому он звонит за «повторением».
Ничего личного
Хорошие новости в том, что этом случае nothing personal. Настоящий вектор пассивной агрессии клиента направлен НЕ на консультанта. Агрессия направлена на личную историю клиента, но это уже совсем другая история.
А тарологу-психологу-расстановщику нужно уметь с этим обходиться, не теряя энергию и не раня клиента. Про то, как профессионально строить полевую диаду с клиентом, я буду рассказывать на семинаре. Надо отметить, что в профессиональном формате эта задача решается легче, чем в быту: есть пошаговка работы с психотипом пассивно-аргессивного клиента и есть рамки консультирования.
Если же вы узнали-почувствовали внутри признаки пассивной агрессии – это хороший момент, если этому дать место. Честное вИдение ведет к трансформации и разблокировке чувств, а затем и потока жизненной энергии, если это проработать с профессионалом.
Если же вам выпало счастье быть в контакте с пассивной агрессией 24 часа в сутки (мама, супруг, ребенок и т.д), что делаете вы?
Для тех, кто хочет научиться
6 октября стартует семинар "Расстановки в индивидуальном консультировании на фигурках, МАК и таро".
Подписывайтесь на нашу группу в Facebook
Эти статьи могут быть вам интересны:
Власть несбывшегося или погоня за миражом
МАК и Таро...одно дело делаем?
Обида на маму в расстановочных практиках
Архетипы Таро в красивых и страшных легендах