Найти тему
Фингуру

Выбор типа организации и режима налогообложения для кафе и ресторана

Налоговый учет в ресторане

Система налогообложения зависит от категории заведения. Например, для кофейни, пиццерии или кафе без продажи подакцизных товаров, лучше всего вести учет на специальных режимах налогообложения — упрощенной системе (УСН) или патенте. Из двух разновидностей УСН – «Доходы минус расходы» и «Доходы» ­– для малого бизнеса предпочтительнее вторая.

Выбор организационно-правовой формы – ИП или ООО – также имеет значение. Общество с ограниченной ответственностью, помимо налогового, должно вести и бухгалтерский учет. Индивидуальным предпринимателям этого делать не нужно, что существенно упрощает их жизнь. Если же в заведении планируется предоставлять полный комплекс услуг, то лучше выбрать общий режим налогообложения.

Выбор режима налогообложения для ИП

Начнем с индивидуального предпринимателя. При выборе ЕНВД или патента предприниматель должен вести только налоговый учет, а именно заполнять «Книгу доходов и расходов предпринимателя», в которой фиксируются только суммы доходов. Расходы в рамках этих режимов налоговую не интересуют.

Доходы учитывают при этих режимах кассовым методом: все, что приходит на расчетный счет от покупателей, считается доходом, за исключением некоторых случаев — например, при возвратах от подотчетного лица или от поставщика, когда заказчик оплачивает какую-то сумму, а потом поставщик возвращает деньги, потому что не смог выполнить поставку.

В итоге задача предпринимателя-ресторатора сводится только к ведению учета доходов, что сделать достаточно просто. Для этого не нужно какое-то специализированное программное обеспечение, требуется просто подсчитать суммы по банковским выпискам и по кассе.

Выбор режима налогообложения для ООО

Что же касается ООО, то здесь вместе с налоговым требуется вести и полноценный бухгалтерский учет. Основная сложность — формирование регистров бухгалтерского учета, или, как их еще называют, «проводок». Их нужно делать на каждую хозяйственную операцию:

  • приобретение товаров у поставщика;
  • продажа товаров;
  • выплата зарплат;
  • уплата налогов;
  • расчет и начисление налогов и т. д.

На любой факт хозяйственной деятельности нужно формировать реестры и отражать в соответствующих отчетах.Помимо этого, сдаются еще бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В этом отчете отражаются основные показатели бизнеса на 31 декабря:

  • состояние активов: оборудование для производства и торговли, мебель и т. п.;
  • сколько денег в остатках, сколько вам должны покупатели;
  • информация о пассивах: задолженностях и источниках дохода.

Кроме этого, может возникнуть дебиторская задолженность. Сейчас объясним, как это происходит, на примере. Допустим, ресторатор получил что-то от поставщика, но еще не заплатил ему — вот это и отражается в пассиве баланса. Или учредители внесли какую-то сумму изначально на приобретение оборудования, все это — нераспределенная прибыль и убыток. Ко всеобщему сожалению предпринимателей, подобная отчетность ценности для них не имеет. Но вы обязаны ее вести, так как это часть бухгалтерского учета, а ваш бизнес — юридическое лицо.

Рекомендация Фингуру: в качестве организационно-правовой формы для своего заведения лучше выбирать ИП. Это существенно снизит ваши трудовые и временные затраты, особенно, если вы не хотите нанимать бухгалтера или тратить свое время, вместо того, чтобы развивать бизнес.

Дальше мы расскажем, как можно сэкономить на услугах бухгалтера и организовать учет, какую форму налогообложения лучше выбрать для среднего и крупного бизнеса.

-2

Налогообложение для ресторана

Как правило, большинство рестораторов выбирают УСН «Доходы минус расходы» или основную систему налогообложения. Часто бывает, что бизнес такой крупный, что выбора толком и нет, потому что пороговое значение по выручке за год составляет 150 млн рублей и, если заведение приносит больше, упрощенную систему выбрать уже не получится, приходится становиться на основной.

УСН «Доходы минус расходы»

Этот режим выбирают, чтобы снизить налоговую нагрузку. Когда доля дохода, а именно чистой прибыли от общей выручки, небольшая, до 30%, то это действительно выгодно. Зачем платить 6% от всей выручки, если вы можете заплатить 15% от чистой прибыли, ведь в таком случае на оплату налогов уйдет почти в 2 раза меньше денег, чем было бы на основной системе налогообложения.

Но есть и обратная сторона такой формы налогообложения: дополнительная нагрузка с ведением учета. Расчеты ведутся как кассовым методом, так и начислением. То есть вам придется считать не только доходы, но и расходы, которые на УСН считать гораздо сложнее, чем на основной системе.

Нужно учитывать три фактора:

  • Поступление товара, продуктов на склад.
  • Оплата товаров, продуктов поставщику.
  • Отгрузка (продажа) покупателю.

Обязательно соблюдение всех трех факторов, чтобы это можно было записать в расходы.

Например, кафе купило бутилированное пиво у поставщика → продало его гостю в заведении → получило деньги.

Если следовать логике, вот они — расход и доход, так как заведением ничего не производилось, а осуществлялась лишь перепродажа товара.

Но это будет расходом, только при условии, что за поставку кафе уже расплатилось с поставщиком. Так как, зачастую, у поставщиков есть условия с отсрочкой платежа на месяц или даже три. Выходит, что формально расчета с поставщиком не было.

В таком случае у есть доход, так как деньги получены, но расхода нет. И как только произойдет расчет за это пиво, именно в момент оплаты поставщику нужно сделать запись в книге расходов и доходов, что оплата за это конкретно этот товар прошла. Постоянно держать это в голове, довольно, сложно. Поэтому такой вид учета требует дополнительного оборудования, как минимум системы учета.

Также стоит учитывать и факт получения товара по накладной. Потому что для ресторатора может возникнуть еще одна неприятная ситуация. Например, вы проводите оплату поставщикам, но товары еще не получили, а продаете гостям товар из старых запасов. В этом случае оплата и получение товара нельзя считать расходом. До тех пор, пока этот товар не будет продан. Это касается не только товаров, но и ингредиентов для полуфабрикатов: только в момент отгрузки (продажи) гостю готовой продукции вы сможете записать это как расход.

Прежде чем выбрать УСН «Доходы минус расходы», нужно нанять квалифицированных бухгалтеров и приобрести необходимое ПО, которое позволит отслеживать все изменения по этим номенклатурам, выявлять их себестоимости и проверять соблюдение всех трех факторов.

Основная система налогообложения

Что касается основной системы налогообложения, то здесь используется чистый метод начисления. Не нужно следить за движениями денежных средств — только отчитываться о движении товаров.

Например, вы получили товары по накладной и оприходовали их на склад, дальше продали товары гостю. В этот момент происходит одновременно отражение выручки и себестоимости, и все сразу же списывается в расходы. Неважно, был ли он оплачен поставщику, он всегда уходит в затраты по себестоимости.

Но на основной системе нужно оплачивать еще и НДС. Он заложен в цену товаров, и в заведении будет считаться только как разница между входящей и исходящей величиной этого процента (сейчас он составляет 18%, с 2019 года — 20%). То есть это процент налога от закупочной цены и этот же процент от цены при продаже.

Больше материалов по бухгалтерской и налоговой тематике читайте в нашем блоге: https://fingu.ru/blog/