Найти тему
Финансовая газета

Правительство выделит нефтяникам еще 230 млрд руб. за сдерживание цен

Государственный бюджет заплатит нефтяникам за ограничение роста цен на бензин в следующем году.

Нефтяные компании получат в будущем году на 230 млрд руб. больше от изменения параметров демпфирующей надбавки в рамках налогового маневра, которая увеличит субсидии. Об этом заявил заместитель министр финансов РФ Илья Трунин.

Напомним, что механизм демпфирующего коэффициента (надбавки) для возвратного акциза был введен в условиях завершения налогового маневра в нефтяной отрасли, который призван для поэтапного сокращения экспортной пошлины до нуля к 2024 году с одновременным повышением НДПИ. А поскольку внутренние цены на топливо в России зависят от экспортных, то рост мировых цен на нефть вызывает их повышение на внутреннем рынке.

Для справки: за год, с начала сентября 2017 года, средняя цена на бензин марки АИ-95 выросла на 10,14%, или на 4,09 руб., до 44,42 руб. за литр. Средняя цена на автобензин АИ-92 повысилась на 10,5%, или на 3,95 руб., до 41,58 руб. за литр. Стоимость литра дизельного топлива увеличилась почти на 20%, до 44,30 руб.

С начала нынешнего года средняя цена на автомобильный бензин марки АИ-95 выросла более чем на 7,7%, на бензин АИ-92 цена повысилась на 7,83%. По сравнению с 1 января 2018 года стоимость литра летнего дизельного топлива увеличилась на 13,9%, до 44,32 руб., зимнего – почти на 21%, до 49,46 руб.

«Финансовая газета» ранее писала, что в мае этого года (был пик роста цен на топливо в России) российские нефтяные компании зарабатывали на экспорте нефти в сутки более 22,3 млрд руб. Экспортная пошлина на нефть составляла 7374 руб. за т. За весь суточный экспорт пошлина равнялась почти 4,9 млрд руб. Чистый доход нефтяных компаний в мае до вычета налогов и других расходов составлял почти 17,5 млрд руб. в сутки.

По словам Ильи Трунина, максимальная величина демпфирующей надбавки в 2019 году составляет 400 млрд руб. с действующей нормой, и если добавить еще 230 млрд руб., то получится 630 млрд руб., цитирует ТАСС.

Замминистра добавил, что решение об изменении механизма сдерживания цен на моторное топливо в рамках налогового маневра пока не принято. Однако он уточнил, что сроки введения демпфирующей надбавки не меняются – 1 января 2019 года.

Обратный акциз был принят в рамках налогового маневра вместе с различными коэффициентами и должен компенсировать нефтеперерабатывающим предприятиям часть разницы между внутренней ценой и экспортной альтернативной. То есть чтобы НПЗ не засматривались на зарубежных покупателей.

Ранее сообщалось, что решение о дополнительной помощи нефтяникам было принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. В том числе рассматривался вопрос о снижении «условной внутренней цены» на топливо на 5,6 тыс. руб. по бензину и на 5 тыс. руб. по дизтопливу при расчете демпфирующей надбавки. Сейчас условная цена составляет 56 тыс. руб. за тонну бензина и 50 тыс. руб. дизтоплива.

Ранее «Финансовая газета» писала, что Минфин против дополнительных льгот нефтяникам, потому что это несправедливо. Однако нефтепереработчики требуют все больших субсидий, потому что, по их мнению, недополучают за бензин внутри страны. При этом их чистая прибыль за год по оценке вырастет в два раза.

Топливно-энергетический сегмент всегда был основой российского экспорта. Его удельный вес в структуре всего экспорта составил за прошедшие семь месяцев 64,2% против 62,4% в январе – июле 2017 года.

При этом напомним, что в законе о налоговом маневре предусмотрены компенсации из бюджета нефтяным компаниям в размере половины (в 2019 году – 60%) разницы между экспортной ценой и «условной внутренней ценой», если она опустится ниже.

Вместе с тем Минфин подчеркивает, что затраты по поддержанию цен на внутреннем рынке на социально приемлемом уровне должны быть разделены с нефтекомпаниями, особенно в условиях их аномально высоких финансовых показателей в 2018 году.