Всё, что нужно знать, для выбора музыкального менеджера
Талантам надо помогать… слинять от тех, кто начинает со столь многообещающих формулировок. План прорыва сквозь сужающееся кольцо бездарностей будет эпичным. На словах. Для пущей убедительности тебе выкатят такой прайс за услуги, что ты выкатишь глаза, но, «камон, это шоубиз, детка».
Такие энтузиасты делают первые шаги в сфере музыкального менеджмента. Их «прорывные» идеи для раскрутки группы или сольного проекта окажутся поверхностными и очевидными, хоть любой примитив и будет подан с апломбом Брайана Эпстайна, открывающего в вас новых The Beatles.
1. Едем к звёздам или сразу под откос?
Навигация по тексту: если проблема выбора уже назрела и больно откликается, то следующие три параграфа — соль на рану, сахар в пиво. Весёлые истории вы и без меня знаете. Не мучайтесь и переходите к главному — решению с подзаголовком «Чёткие ориентиры». Тут объясню на примерах для тех, кто пока беззаботен.
Помощь талантам действительно нужна. Вот только грозит им дефицит времени и денег, а не профицит коллег-бездарей. Когда знакомые вокалисты и музыканты обращаются ко мне за дружеской консультацией — мол, Сань, подскажи толкового помощника, чтобы на себя взял общение с концертными организаторами и ведение соц. сетей, — я зависаю.
Как правило, за ту сумму, которую они готовы предложить, лучше не специалиста нанимать, а сделать всё самим. Но круг коммуникационных задач у них на самом деле больше, чем они обрисовывают, и многих они даже не видят — да и не должны, у них творческих проблем хватает.
В теории, чтобы урегулировать их движение к слушателю, я должна друзьям посоветовать искать музыкального менеджера. Пусть с небольшим опытом, но который взял бы их в качестве кейса. То бишь велеть им кинуть клич в соц. сетях, что уж проще-то.
Ага, проще. Из широкополосного шоссе возможностей, где удобно найти попутчиков, интернет превратили в высокоскоростную дорогу в ад, полный инфомусора. «Профессионалов в своем деле» уже столько, что сложно в этом потоке вырулить на нужных людей со знаниями и навыками. Точно на пути столкнемся с парой-тройкой, которые хорошо работают и с фильтрами инсты, и с фильтрами восприятия.
В сферах, где нет чётких критериев эффективности, так и вовсе эпидемия псевдоуспешности. Работу толком не проверить, непонятно, как делить достижения: в какой степени sold out — это заслуга исполнителя, а в какой — его команды по продвижению. Наглядно продемонстрировать свой вклад менеджеру трудно, а имитировать профессионализм в таких условиях, напротив, просто и прибыльно.
Так что в теории — да, я должна друзьям посоветовать искать толкового музыкального менеджера. Но вот практика настораживает...
2. Вот это поворот
В любой сфере изначально действительно креативные и технологичные решения постепенно массово перенимаются в упрощённом виде. Эти «фишки», которые на самом деле клише, используют все подряд и без разбора, потому что «вы же понимаете, это тренд».
Например, в музыкальном бизнесе такой «маркетинговой находкой» считается ориентация на ЛГБТ-сообщество как на одну из важных целевых аудиторий. Помимо того, что это модно (с переменным успехом используется во всей поп-культуре уже десятилетиям), у этого есть обоснование именно с точки зрения особенностей музыкального восприятия… но, конечно же, начинающие музыкальные менеджеры в этой части меня уже перестали читать. «Уловили тренд» и пошли внедрять в работу. Благодаря им далее воспоследует моя любимая рубрика.
ЖИЗА
Знакомый музыкальный менеджер, выдумаем ему имя — Дэн, рассказывал, как решил быстро увеличить себе количество подписчиков в инсте. А заодно «привлечь ЛГБТ-аудиторию, которой в будущем можно было бы продавать свои услуги». Хотя способ реализации идеи он выбрал сомнительный. И не о том вовсе.
Дэн начал довольно бодро менять свой инстаграм-образ и сместил фокус с профессионализма на физическую привлекательность. Поддался стереотипному мышлению: красовался на фэшн-фото, изображал мрачный призывный взгляд, в постах усиленно делал акцент на душу, полную усталого томленья, показательно страдал от одиночества и непризнанности собственного гения. Со стороны казалось, что он попутал аккаунты в инсте и тиндере. Да, периодически проскакивали фото с работы, но они терялись на фоне торжествующего нарциссизма. Friendly он стал разве что для лукистов.
Если намек может быть понят превратно, он будет. Спустя несколько месяцев, нашему начинающему менеджеру выпал шанс продать свои услуги известному исполнителю — Дэн смог связаться с ассистентом того артиста. Помощник сразу возжелал приобрести весь пакет. Даже то, на что ему недвусмысленно намекали в инсте, но предлагать и не думали. Да, ещё одно клише о шоубизе, но если уж ты начал их коллекционировать, с высокой долей вероятности соберёшь все.
Ну и как своих друзей посылать к человеку, который так рискует собственным профессиональным имиджем? Насколько же халатно он отнесётся к разработке их публичного образа? И это я ещё накидала довольно грубую карикатуру, где всё очевидно. В жизни этот специалист подкован в терминологии, убедительно обосновывает опрометчивые решения и вообще, как со стороны, так более чем адекватен; отчасти потому, что как раз руководствуется популярными «фишками». Вполне можно нарваться.
3. Пересчёт маршрута
И я на вопросы друзей нервно отшучиваюсь: «Ой, творческие мои, родные, а давайте сами, я вам литературу полезную подскажу, а не людей. С людьми там дольше разбираться надо. И вот оно вам не надо». Затем разговариваю в машине с подругой. Она талантливейшая певица и автор песен. А ещё актриса, педагог по вокалу, у которой 14+ учеников, и преподаватель государственной академии театрального искусства. Я не могу ей сказать, что книга лучше, порекомендовать самой стать экспертом по коммуникациям и вплотную заняться собственным продвижением — берегу её и без того короткий сон.
И потому нехотя возвращаюсь к людям.
4. Чёткие ориентиры
Да, стакан наполовину полон пустозвонами, но не отчаиваемся и вспоминаем, что уже упомянутый Брайан Эпстайн тоже был начинающим музыкальным менеджером. Причём не когда-то задолго до The Beatles, а потом набрался опыта в бизнесе и открыл миру «ливерпульскую четвёрку», а вот непосредственно при встрече с группой.
Так что найти своего музыкального менеджера, даже если вы молоды, пока не очевидно перспективны, и, как водится, небогаты, всё же можно. И даже толкового. Но поскольку в него всё равно придётся вложиться (тот, кто работает исключительно ради искусства, так же подозрителен, как и тот, кто ждёт большого вознаграждения под сомнительные гарантии), первого встречного своим Брайаном не наречёшь.
Так как искать? Через соц. сети, но выкрутив регулятор критического мышления, мнительность и подозрительность на volume 100.
Сначала размещаете объявление: «нужна помощь, отзовитесь сами или подскажите, к кому обратиться». Если запрос конкретный, описывайте детально: от функционала до особенностей характера.
Если подробно не можете, а хотите, чтобы вам предложили комплекс решений — так и пишите, мол, чего хочу, не знаю. Но тогда потом честно, ответственно и подробно отвечайте на уточняющие вопросы.
Далее договаривайтесь о встрече: будем выяснять, есть ли подвох. Тут работаем по схеме или/или:
— или кейсы;
— или адекватность, если опыта нет.
Ещё раз уточню для тех, кто пролистал статью сразу сюда: эти схемы помогут, если вы ещё не готовы отдать серьёзную сумму за раскрутку, но уже хотите сосредоточиться больше на создании музыкального материала, чем на стучании в нужные двери. Схемы помогут найти человека, чтобы распределить ответственность. Если хотите делегировать задачи продвижения, то это уже совсем другие деньги и гораздо жёстче критерии отбора.
Кейсы
Необязательно быть первыми подопытными. Хорошо, когда музыкальный менеджер уже поубавил энтузиазм и прибавил реализм. Спрашивайте успешные проекты. Да, если он начинающий, то там будет немного, от трех до пяти кейсов в лучшем случае. И будут они не то чтобы прямо впечатляющие. Но это конкретика, это то, что уже сделано.
Лучше, если будет минимум спецэффектов, но максимум сути. Не «наши исполнители успешно участвуют в международных вокальных конкурсах», а какие клиенты, в каких конкурсах, участвуют ли, или их просто отсеяли ещё на отборочном этапе. Понятно, что часть информации на сайте не пропишут и вдаваться в подробности в социальных сетях не будут: у пиарщиков тоже есть адвокатские тайны. Но если шифруются на личной встрече, то уже плохо: тут защищают не репутацию клиентов, а прикрывают собственную некомпетентность.
На тот случай, если всё же звучать будет приторно-притворно, подготовьте вопросы на засыпку. Начните с простого:
- Каких концертных организаторов знаете лично?
- На каких площадках можете договориться о выступлении?
- Знакомые критики / блогеры / журналисты / работники ТВ есть?
- А в каких студиях звукозаписи можете выбить скидку?
- Где выход, помните, или вас проводить? (существенная часть уже к этому вопросу посыпалась, так что точно пригодится).
Лайфхак, как эти вопросы сочинить: можно открыть внушительный труд о музыкальном бизнесе и прочитать кандидату оглавление с вопросительной интонацией. Потом, как в детстве на книжках гадали: листаете в соответствующий раздел, по диагонали читаете и узнаёте, суженый ли вам этот менеджер или в специалиста только ряженый.
Отсутствие опыта, но адекватность
Лично я за этих ребят. Они вот вообще не знают, что можно обзывать себя музыкальными менеджерами. И сходу признаются, что опыта нет. Зато у них есть прикладные умения и навыки, вы им просто нравитесь, и они хотят работать.
Они начинают как фотографы на концертах, видеографы, блогеры. Просто потому, что любят музыку, атмосферу творчества, вдохновлённых людей. Как итог, у них нет базы концертных площадок. Они просто на всех бывали сами. Это люди-инсайдеры.
Их не нужно ловить на лжи и приукрашивании действительности. Но стоит проверить их обучаемость и адекватность восприятия.
Менеджер должен быть эрудированным. Но не как энциклопедия с набором интересных фактов, а как собеседник. Ничего, если он плохо разбирается в музыкальном бизнесе, но может захватывающе рассказать про киберспорт или сценарное искусство. Или изучение иврита. Или особенности гостеприимства разных стран. Значит учиться для него это не проблема. Причем его знания не должны быть «оторванными». Хорошо, когда он может структурировать поток информации и пытается соединить разрозненные массивы.
Например, любовь к музыке и изучение иврита скорее всего подтолкнут эрудита к исследованию песенной культуры Израиля. Это выразится в его опыте, в историях про то, как он пробовал слушать народные песни на «ладино», языке сефардских евреев. А ладино в свою очередь возник… в общем, ребята копают глубже в принципе, поэтому любые идеи у них за счет бэкграунда креативнее.
А ещё эрудиты много размышляют, могут предлагать интересные теории и находить новые решения. Они же быстрее других подмечают новые тенденции, понимая их суть. Заядлый киноман давно наблюдает оголтелый феминизм в фильмах и может провести параллель с его проникновением в музыку. Он же скорее всего сможет подробно вам объяснить, когда в глазах окружающих ваша идейная борьба с сексизмом превращается в сексизмофобию.
Лайфхак. Посмотрите на процесс мышления человека. Придумайте задачки со звёздочкой: что-то, что не подразумевает готовый ответ. Пусть соображает, пусть предлагает теории, и, кстати, подбирает выражения. Так почему ЛГБТ — хорошая целевая аудитория? (сразу тест и на эрудированность, и на культурность, и на деликатность, и на психологию общения).
***
Независимо от того, по какой из двух схем ты будешь искать своего менеджера, у него должна быть ещё одна способность. Говорить словами через рот. Уметь выражать сомнения и критиковать. Признавать свои ошибки и искать решения. Вы должны оставаться с ним на одной волне, даже когда штормит. Пусть это будет даже девятый вал непонимания, но общий. Ситуации в работе будут возникать разные. Если ваш специалист по коммуникации рьяно избегает споров и проблем в общении даже внутри группы, боится лишний раз задеть и молчит, чтобы не показаться неделикатным, то сотрудничества не получится. Получится разговор глухого со слепым. Плюс едва ли он сможет отстоять вашу позицию в споре с третьими лицами, если вдруг возникнет конфликт. Склочные в команде не нужны, но и конформисты спасательным кругом не станут.
Быстрый тест на понимание того, как ваш менеджер не должен писать посты в группе, если это будет входить в его обязанности:
Безоценочность суждений — навык. И он точно должен быть развит у человека, который будет помогать вам с построением публичного образа. Чтобы его можно было вкл./выкл.
5. Напутствие
После того, как найдете музыкального менеджера, дайте ему работать. Дальше нужно строить диалог на равных, выкручивать критичность обратно в нормальное значение, чтобы можно было прибавить доверия. И старайтесь делать всё, что от вас зависит. Благодаря помощи работы будет меньше, но она будет. И вас призовут к дисциплине там, где вы привыкли, что раньше всё было упорядочено в творческом хаосе. И когда вы с раздражением будете думать: «Всё-таки он не Брайан Эпстайн», — остановитесь и вспомните, что вы-то тоже пока не Джон Леннон.
_________________
Убирали ошибки, правили шутки, расставляли запятые:
Рита Горловская и Аня Наумова
Помогала везде по чуть-чуть и оказывала моральную поддержку:
Ксеня Приходько
Я — автор и только всё портила
Кликабельные ссылки из иллюстрации: