Найти тему
Моя газета+

Судьба бутафора

Оглавление

Бывает ли, что артист балета становится бутафором? Можно сменить яркую сцену, ее блеск, на маленькую комнатку, загроможденную инструментом и реквизитом и любить свое дело всей душой? Именно такова судьба Николая Коппалина.

– Николай Дмитриевич, вы рассказывали, что по образованию строитель, но работали артистом балета. Как так вышло?

– Я работал строителем и занимался танцами во Дворце культуры железнодорожников. Там нас учили ведущие танцовщики и главный балетмейстер театра. Потом, когда понадобились мужчины, меня пригласили в театр.

– Где вам больше нравилось?

– И тут нравится, и там нравилось. На стройке я получал в два-три раза больше… Когда отработал 28 лет и вышел на балетную пенсию, решил, что не буду просто так сидеть. Пришел сюда. В следующем году 40 лет, как я работаю в этом театре.

– Как вы решили стать бутафором?

– Я умел многое делать руками, знал станки, мог работать с проволокой, деревом, занимался всяким рукоделием, умел шить на машинке, вязать.

– Откуда столько умений?

– Папино воспитание. Мы жили в деревне, папа все умел, и делал хорошо: мог и дом рубить, мог и печь класть, и в кузнице работать, лошадью управлять. Он и меня не отгонял, мол, уйди, мешаешься, а говорил: «Стой и делай». Позволял брать и ножовки, и топоры.

– Это судьба! – подает реплику Анатолий, коллега-бутафор.

– Да! Карма! – соглашается Николай Дмитриевич.

На сцене яду выпить нельзя

– В чем заключается работа бутафора?

– Бутафоры делают все «ненастоящее» на сцене. А на ней редко бывает что-то настоящее. Кашпо, целое дерево сакуры, пагоду для «Мадам Баттерфляй» – все делали. Вот, к примеру (показывает обмотанный проводками подсвечник с лампочками вместо свеч), открытым огнем на сцене пользоваться нельзя, делаем канделябры с будто бы зажженными свечами. Видно, конечно, что это ненастоящие свечи, но театр – искусство условное, там яд пить нельзя.

-2

– С чего начинается ваша работа?

– Художники дают эскизы. Сидишь и голову ломаешь – как лучше сделать, из чего. В ход идет все: ткани, поролон, пенопласт, кожа, пластики, стекло.

– То есть, актеры репетируют без реквизита?

– На репетициях используют неходовой реквизит. Бывает, за неделю до премьеры все готово, а бывает, что только к третьему звонку успеваем! Актеры к этому уже привыкли.

Колонны для Ромео и Джульетты

– Над чем вы сейчас работаете?

– Ремонтируем старое. Для сказок сделал царские короны, восстанавливал люстру из «Евгения Онегина»: ее очень сильно поломали при транспортировках.

– Какая постановка как самая масштабная в плане бутафории?

– В балете «Ромео и Джульетта» есть огромные колонны. Они состоят из трех частей, их нужно собирать. Основу – металлический каркас – сварили на «Авангарде». А здесь мы обшивали сначала одной металлической сеткой, потом деревянной рейкой, другой металлической сеткой, монтажной пеной, ну и наконец, красили. 12 таких колонн. Очень сложно было.

– И как вы все успеваете? Это же с ума сойти!

– Вот так и успеваем. Перед премьерой надо будет без выходных опять работать, до позднего вечера сидеть.

Любимая роза

-3

– Что же самое интересное в работе бутафора?

– Ой, все! Даже если много шляп одинаковых сделать надо, чем-то они отличаются.

– Часто реквизит пропадает?

– Бывает. Особенно в балете. Если костюмеры вовремя не вспомнят, что надо забрать у артистки головку лебедя из «Лебединого озера», значит, все: нет головки. А ее шить очень муторно и долго: по перышку… Жалко, когда такие вещи пропадают.

– Есть ли у вас любимая вещь?

– Вот роза, например. Я ее даже спас: кто-то хотел забрать себе, а я говорю: «Нет, это делал я, и она останется здесь». Делал ее из латуни. Кроил каждый лепесток, вырезал, чеканил, шлифовал, а потом все пропаивал.

Все переплетено

– А как вам ощущения от мастер-класса в День открытых дверей? Понравилось проводить?

– Это было в первый раз! Я устал очень, домой пришел и даже мыслей в голове никаких не было. Со взрослыми – да, с ними можно поговорить, а дети… А что дети? Они посидели 15 минут, все-все вытащили: головные уборы, саблю, рыцарский шлем каждый померил. Даже снегурочку раздели.

– Есть ли у вас какое–то увлечение, не связанное с театром?

– Не-а. Обычные хобби: вышивка, изготовление кукол, бисероплетение, а мне это приходится делать на работе. Так что и увлечение, и работа – все переплетено.

Лера ПЕТРОВА, фото Юлии Шинаковой