Найти тему
Kolesa.kz

BRT в Алматы: что случилось с Тимирязева?

Прошло без малого две недели с момента запуска участка BRT по улице, где сосредоточено большинство учебных заведений города. Что ж, попробуем прокатиться и оценить нововведение.

На южной стороне Тимирязева скоростная автобусная полоса пока стартует только от пересечения с Жандосова и тянется до улицы Байтурсынова. В ближайшее время её продлят по Жандосова до улицы Навои на запад и в перспективе — до Желтоксан на восток и далее, вниз до Толе би, по Толе би до Восточки и по ВОАД на Кульджинку, где обещают построить новый автовокзал в районе аэропортовского кольца. Глобальные планы властей и вовсе грандиозны — пустить BRT в Узынагаш и Шелек. Но это, как говорится, в далеком будущем. Сегодня нас интересует, во что превратилась улица Тимирязева после запуска скоростной полосы. Итак, поехали!

Как видим, сегодня пробок на подъездах к Тимирязева, выводивших из себя водителей в первые дни запуска BRT, заметно поубавилось. Судя по всему, многие граждане теперь стараются просто объезжать заторные участки. Что ж, городские власти добились своего — машины с Тимирязева ушли. Но по законам физики, если где-то чего-то убавилось, обязательно прибавится в другом месте. И где теперь тимирязевские авто? Правильно! На Аль-Фараби и других параллельных улицах, на которых, к слову, и раньше в часы пик было не протолкнуться. Экология, говорите? Едем дальше!

-2

Отрезок BRT, как мы уже упоминали, на Тимирязева начинается на пересечении с Жандосова. Все левые повороты запрещены, но водители частенько ограничение игнорируют. Не пытаются уйти налево машины лишь на пересечении с улицей Ауэзова. Боятся, видимо, камер, да и привыкли за год (левый поворот здесь убрали давно). На остальных же перекрёстках налево поворачивают без особых раздумий.

-3

На пересечении с Розыбакиева движение в восточном направлении разрешено только прямо и направо, а общественному транспорту — только прямо, о чём гласит разметка. Странно. Именно здесь налево сворачивает 135-й автобус. Получается, ему, чтобы следовать маршруту, придётся нарушать ПДД?

-4

На пересечениях с Радостовца, Гагарина и Жарокова, в принципе, всё просто и понятно. Вот только при движении по Тимирязева на запад народ опять-таки норовит повернуть налево, на Гагарина, выскочив предварительно на полосу BRT. Аналогичная ситуация складывается и на пересечении Тимирязева — Жарокова. Только налево тут свернуть пытаются и те, кто едет по Тимирязева к центру города, и те, кто едет обратно.

-5

К слову, поворотный съезд с Жарокова на Тимирязева в северном направлении забрали у машин и отдали велосипедистам. И теперь водителям, намеревающимся повернуть с Жарокова на Тимирязева, приходится стоять и ждать светофора, что, естественно, сказывается на проходимости перекрёстка.

Возле «Атакента» — первое «засадное» место. Автобусы и троллейбусы здесь из своего ряда нередко начинают перестраиваться вправо, на общую полосу, для последующего поворота на Ауэзова.

-6

Если на предыдущих участках машины по BRT двигались медленно, но относительно упорядоченно, на пересечении с Манаса начинается настоящая свалка. Дело в том, что улица эта односторонняя с возможностью поворота налево, на Тимирязева, из двух рядов (да ещё и троллейбусов 7-го маршрута, у которых тут конечная).

Так вот, в часы пик, утром и вечером, автомобили из обоих рядов устремляются на Тимирязева и пытаются втиснуться в единственную полосу рядом с BRT. А та всё время занята, так как обычный транспорт по Тимирязева еле ползёт. Куда деваться? Люди выскакивают на автобусную полосу, а потом вклиниваются в общий поток… Представляете, какой бардак создаётся?

-7
-8
-9

На пересечении с Байзакова появляется новая проблема. Она же, по сути, ловушка жолпола — знак, разрешающий поворот налево с крайней левой полосы. По идее, он позволяет поворачивать только общественному транспорту, но водители видят знак и, устав «тошнить» в нескончаемой пробке по Тимирязева, устремляются на Байзакова, пересекая белую сплошную и выскакивая на автобусную полосу. За десять минут, в течение которых корреспонденты Kolesa.kz обследовали данный перекрёсток, налево, нарушая ПДД, здесь свернуло несколько десятков авто.

-10
-11
-12

Причём даже появление на перекрёстке полицейских ничуть нарушителей не смутило. Тем более что патрульные пока не пытались никого штрафовать, а лишь свистели и размахивали руками (жезлов-то нет!) в надежде растолковать водителям, что здесь поворачивать нельзя. Несколько минут спустя, видимо убедившись, что разгонять нарушителей им придётся в течение всей рабочей смены без перерыва на обед, полицейские сфотографировали знаки, висящие над перекрёстком и быстренько ретировались. Хочется верить — доложить, что к знакам нужно добавить пояснительные таблички.

-13

Обустройство Тимирязева в районе КазНУ — отдельная история. Печальная до невозможности. Уширение проезжей части, где таксисты каждое утро высаживали тысячи студентов, спешащих на занятия, здесь отгородили бордюрами и отдали под велодорожку. Видимо, разработчики скоростной полосы, заботясь о кошельках учащихся, решили одномоментно пересадить их на автобусы и троллейбусы. Ну и, естественно, на велики. Про такой вид транспорта, как такси, они просто забыли, нарисовав жёлтую линию у бордюров и запретив таким образом остановку у обочины.

-14

Но ехать-то как-то нужно, и граждане — потенциальные пассажиры — активно продолжают голосовать у обочины, а водители ничтоже сумняшеся — их подбирать. Естественно, наплевав на все запреты и замедляя и так ползущий как черепаха поток транспорта. Таксистов пытаются объезжать, выскакивают при этом на автобусную полосу… В общем, всё грустно.

-15

Пересечения Тимирязева — Шашкина и Тимирязева — Маркова снова простые и понятные как в одну, так и в другую сторону. Камеры над перекрёстком на Маркова бдят. ПДД нарушают только самые отвязные водители.

-16

Ну и, наконец, завершение действующего сегодня нового участка BRT — пересечение на Тимирязева и Байтурсынова. Здесь в восточном направлении на Тимирязева отрисованы три полосы: одна — автобусная для поворота налево, вторая — также автобусная для движения прямо, в сторону Желтоксан, и обычная полоса для движения прямо и направо, к управлению адмполиции. Знаки на данном перекрёстке до недавнего времени висели. Теперь их убрали, оставив только разметку, которую водители частенько игнорируют — перескакивают в левый поворотный автобусный ряд и уходят на Байтурсынова.

-17

Подведём итоги. В целом новый участок BRT получился ничуть не лучше, а в некотором смысле даже хуже, чем кусок на Мустафина и Сулейменова.

Видимо, опыт первой очереди скоростной автобусной линии проектировщики так и не сподобились проанализировать. Путаница в знаках и разметке сбивает с толку водителей, а небольшое количество парковочных карманов либо убьёт придорожный бизнес (магазинов, салонов, кафешек и всяческих других заведений на первых этажах зданий на Тимирязева немало), либо заставит приезжих искать места в окрестных дворах, что, естественно, не лучшим образом отразится на спокойствии и настроении местных жителей.

-18
-19
-20
-21

И самое главное — BRT, может, и улучшило скорость проезда по Тимирязева автобусов и троллейбусов, но весь остальной транспорт теперь здесь и на примыкающих и пересекающих Тимирязева улицах еле ползёт. То есть эта транспортная магистраль, и ранее не отличавшаяся свободным проездом авто, особенно в часы пик, теперь превратилась в одну нескончаемую пробку, в которой машины вязнут с 8 утра до 8-9 вечера. Весь этот поток чадит, сигналит, водители и пассажиры нервничают… О какой заботе об экологии тут можно говорить?! Алматы, по словам властей, должен стать городом для людей, а не для машин. Где же забота о людях?!

-22

Удачи на дорогах!