В 2012 году мы большой группой блогеров приехали в Балаково. Сегодня мы прогуляемся по различным местам в компании отца Михаила, священника-блогера, который нас любезно к себе пригласил.
Перво-наперво прибыли мы вот в это место. Это неблагополучный микрорайон в городе, недалеко от железнодорожного вокзала. Здесь высокий уровень преступности, наркоманы, алкоголики. Именно здесь между домами (а в Балаково ещё не добралась повальная точечная застройка) отец Михаил начал строительство старообрядческого храма. Он будет деревянным и совсем небольшим.
Когда мы приехали отец со своей семьёй и прихожане наводили порядок на стройплощадке и на окружающей территории за забором. Был собран целый контейнер мусора. А мусор в этом сквере появляется довольно быстро. Вот например телесюжет местного СТС о сквере и строительстве храма:
Вот собственно и фундамент на стройплощадке.
Групповая фотография вместе с саратовскими блогерами.
После этого мы побеседовали с нашим новым знакомым. Он рассказал нам о том, как пришёл к старообрядческой вере, ответил на наши многочисленные вопросы. Поразила искренность, открытость и многогранность этого человека.
На автомобиле был накрыт стол. Блогеры попили чайку с бутербродами и оживились.
Михаил сначала свозил нас в музей города и устроил экскурсию, потом мы заглянули в потенциальное место для старообрядческой церкви, а затем приехали к храму Святой Троицы.
Подробно я писал о храме вот в этом посте. Там же его сравнительные фото разных лет. Проглядев тот пост вы поймёте что за белая полоска проходит через нижнюю часть окон и почему снесены ворота.
Построивший храм купец Анисим Мальцев был старообрядцем, поэтому храм был старообрядческим. Да и архитектура его сильно отличается от всего того, что строилось в те времена. Построен храм по проекту известного архитектора Шехтеля из жигулёвского белого камня. Мозаичные панно для него были выполнены в самой известной мозаичной мастерской В.А.Фролова в Петербурге.
Эти мозаики были закрашены краской, но каждый год она осыпалась и лики святых являлись миру. Именно благодаря им храм и не был разрушен. Мозаики стояли на государственном учете Главнауки уже в 1932 году, они выполнены в 1911 году по картонам И.О. Чирикова мозаичистом В.А.Фроловым (Санкт-Петербург) - Спас нерукотворный - южный фасад; Богородица с младенцем – северный фасад.
В советское время здесь устраивали зернохранилище, театр, ДК им. Дзержинского. А в 1992 году здание передали РПЦ, а не старообрядцам.
А это крестильная церковь.
Зайдём внутрь.
Часть икон внутри - старообрядческие. Стены собираются расписать.
Переход в крестильную церковь с лепниной.
А вот и сама Крестильная церковь.
Или зимняя. Отапливать это небольшое помещение зимой было куда проще.
А это, я полагаю, трапезная.
Поскольку у старообрядцев до сих пор нет храма, молиться им приходится в молебенной комнате, устроенной в частном доме.
Библиотека.
Старообрядцы сохранили необычную сегодня крюковую манеру пения.
Сложной системой начертания задаются 12 нот. Тимофей, который обучался этому пению объясняет как могут читаться эти самые крючки. Ну и конечно же продемонстрировал нам свои умения.
Отец Михаил пригласил нас к себе домой. Живёт он вот в этом небольшом доме.
Тут же его жена, четверо детей, ещё и сестра с мужем и четырьмя ребятишками. Пёс-охранник во дворе и кошки.
Напоследок отец Михаил подарил нам журнал, который он издаёт. Журнал удивил меня современной подачей информации, краеведческими материалами, обилием иллюстраций.
Ну и совместная фотография!
Ну а теперь время отложить фотоаппараты.
И плотно "заправиться" перед отъездом в Саратов. Блогеры заняли 3 стола в и без того полной пиццерии.
И снова в путь...