Найти тему

Человек и развитие. психоанализ

Рискну высказать свою позицию по формированию человекаЛичности, прекрасно понимая, что не первый, не 1001-ый, и даже не 100 001-ый, кто этим так или иначе в разные периоды занимал- ся, и вопрос этот изучал. В том числе даже такие наимудреннейшие, как «отец» психоаналитики Зигмунд Фрейд–еврейского происхож- дения, и мыслитель-философ происхождения немецко-арийского Фридрих Ницце (которых упомню ниже).

Однако о психологиче- ском развитии человека, в варианте–пусть и несколько упрощен- ном, но на собственном опыте, логике и анализе его базируемом, рискну, все-таки, высказаться. Итак, родился человек, и генетически в нем уже от рождения за- ложен инстинкт «01» взаимовлечения полов для продолжения рода. Так было, есть и всегда будет, иначе жизнь на земле вполне могла уже и закончиться.

А далее человечек открывает глаза, входит в жизнь, видит то, что никогда прежде не видел и ничего, что это такое, не знал–и в нем, естественно, пробуждаются интерес и любопытство. Хочется все потрогать, покусать и попробовать, со всем и всеми по- знакомиться, но вот пути далее–в зависимости от реакции, на этоизбираются уже разнонаправленные, ибо инстинкты наиглавней- шие вырабатываются принципиально разные. «02»–Страх, и №3, о котором позднее.

Итак, какая-то часть людей–и немалая, начинает жить по прин- ципам «02» инстинкта. Упал, разбил колено–и страх упасть снова. Потянулся к огоньку, ожегся–и огонь страшен. Пошел сдавать экза- мен–и страх, а сдам ли? Работаю, а не выгонят ли? Нужно вроде от- стаивать какую-то точку зрения, но только вот какую, если никакой не имею, да и стоит ли вообще, если это чем-то нехорошим может обернуться? Ну, и т.д., и т.п.

-2

Люди с таким инстинктом Страха и неу- веренности так и продолжают жить, и потому их развитие в дальней- шем базируется на достаточно примитивном–в силу лености Мысли и потому недостижимости целей–восприятии жизни. (И примерно так трактовал все и З. Фрейд, на инстинкты «01» и «02» напирая особо. Утверждал, что только они человеческой психи- кой и движут. Либидо, основой которого является сексуальная при- рода–дает энергию жизни, страх смерти–агрессии, и из того делал еще вывод, что инстинкт удовольствия движет всеми) И примитив мышления рождает еще и упрощенно подсознатель- ные инстинкты «04» и «05». «04»–это Вера, что есть многое–уму не подвластное и непознанное, и многое происходящее начинает спи- сываться на какие-то неведомые, и потому невидимые силы: богов, духов, божественных существ и т.д. Чем наиболее продвинутые, для управления умами миллионов, в свое время и надумали пользовать- ся, выдумав, например, сказки про Христа.

Или какого иного бога. Что на тех, кто к знаниям тяготеть не хочет–на тысячелетия, и до сих пор–и сказывается. А инстинкт «05»–из категории уже низменных. Вот у кого-то в детстве такой игрушки нет–а у соседа есть. Кто-то в школе «пятерки» получает, а кто-то на «тройках едет». Кто-то при- личное авто купил, а у кого-то только велосипед. И т.д., и т.п., и если человек мало что умеет, мало на что способен и ничего не достиг, то вполне и утверждается в нем инстинкт «05»–зависть.

И далее, исходя уже из него и примитива низменности, следуют: инстинкт «06»–жадность, и, чтобы еще и не особо «переламывать- ся», инстинкт «07»–«понежиться и как-то себя пожалеть». Ну, чтобы все как бы само по себе состоялось. Или подфартило. Или хотя бы с минимальными затратами (ну как по Фрейду, помните: принцип удовольствия движет всеми) Но поскольку все это никак само по себе ни откуда не сваливается, а конкуренты и это уже имеют, и име- ют все больше–зависть перерождается в инстинкт «08»–ненависть. Иногда просто на генном уровне.

А иногда, при случае, еще и пробу- ждает инстинкт «09»–месть. Однако поскольку путь примитивизма, все-таки, сам по себе относительно пассивен, ибо, что и как делать примитивно мыслящие решить и догадаться сами не могут–нереши- тельные по природе своей, они многого и побаиваются, то для про- явления мести и ненависти кто-то на это должен их еще из категории отрицательно Мыслящих повести.

И потому к категории Мыслящих–с инстин- ктом не на примитиве мышления: Вере в чудеса или Страхе, как все это сделать, а принципиаль- но ином, том самом, № 3, о котором упомина- лось выше–и обратимся. Базируемом на тяге к Знаниям, Познанию себя самого и мира. Чтобы обрести еще и сознание состоявшейся Лично- сти. Думающей и мыслящей.

И вырабатываются инстинкты уже совершенно иной, интеллекту- альной направленности, на первом месте, из ко- торых, безусловно, №1- Ум. И порожденные им Деловые качества, реализовать, которые хочется. Но только вот как? И тут архиважно, в какой среде, и при каких обстоятельствах происходит развитие такого человека, каких, происшедших в его жизни событиях. Ибо направленность Ума тоже может быть совершенно разнонаправлен- ной, и если самоутверждение происходило в сре- де эгоизма или агрессии, или просто вседозволенности, то и резуль- таты того–при Уме и деловых качествах–могут быть самые, что ни на есть негативные. С желаниями не совершенствоваться в Мысли, или хотя бы в ней жить, а элементарно, Ум используя, поуправлять живущими на инстинктах примитива.

Себя в том понежив, и в на- слаждениях обогащаясь. И потому Ума направленности коснемся совсем другой. Насто- ящей и Истинной. Но для того, чтобы она состоялась, обязательно нужно пройти через испытания, вызывающие личную Боль и через нее Сострадания. И даже неважно с кем они конкретно связаны: с самим ли человеком, близкими ему людьми, или даже страной (во- йна или какая-то катастрофа) Но обязательно надо почувствовать, понять и постигнуть, что такое Жизнь и какие в ней Настоящие, а не примитива, Ценности.

И тогда инстинкт №1 Ум рождает еще №2Честь, №3–Совесть, №4–Достоинство, №5 Порядочность, №6Доброту, № 7 Справедливость, и в ней Жалость и Сострадание, №8постоянное тяготение к Познанию. И на основе такого Сознания, «ненависть»–за что-то преступное и несправедливое, преобразуется в Гнев, а «месть»–в Суровость наказания. (А позиция З. Фрейда в том ключе такова, что человеческая лич- ность содержит в себе три составляющих. «Оно» заложено в каждом с рождения и является базовым инстинктом сексуального контакта для наследственности. «Я» проявляется из «Оно», когда ребенок на- чинает воспринимать себя человеком, и высту- пает в качестве защитной оболочки его базовых инстинктов, обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом вну- треннего психоэмоционального равновесия.

А «Сверх-Я» исходит из «Я», являясь своеобразной базой, где хранятся принципы морали и выстра- ивание идеалов, самонаблюдение и совесть). Но надо заметить, что оба Пути, с присущи- ми им инстинктами–это две Крайности, а в мире реальном атрибуты их по-разному, и в разных си- туациях взаимно пересекаются, и в разных про- порциях друг на друга накладываются.

И такова реальная жизнь. Однако есть, все-таки, в любом случае, два принципиальных моменты. Первое. Или Вера в силы неведомые, не существующие, например, Бога, но не в себя–или признание только Знаний, к чему и надо стремиться, и что и формирует из тебя Личность. И второе. Если человек сможет зачер- кнуть, убить в себе инстинкт именно Зависти (а с ним, следователь- но, и инстинкты, из него истекающие)–мир сразу увидит он совсем другим, многогранным и интересным. Из убогости своей навсегда выползет, потянется к Знаниям–познанию этого открывшегося пе- ред ним Мира, и осознает тем в себе пробуждающуюся Личность. Ума и Мысли. А наиболее продвинутые по Уму способны добиваться еще и больших успехов. Становясь, образно говоря, Сверхчеловеком. Не богом, которого нет, а именно Сверхчеловеком. (Что полагали и З. Фрейд с Ф. Ницше. Первый, что желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели, благодаря напористости и непревзой- денной работоспособности, сделав из себя «Сверх-Я».

-3

А второй тему развивал так, что идея бога–порождение трусливых и слабых, и все в мире решает Воля. Которая–взамен бога или богов, и способна творить Сверхчеловека. И так и может создаться некий лучший мир, противоположный тому, в котором живут люди) Вот, собственно, и все, что упрощенно хотелось засвидетельство- вать. Но что, по сути, и определяет жизненный Путь каждого уже столетиями. А что касается синтеза в пересечении инстинктов, то определяет все их приоритет. Или Вера и Зависть. Или Знания, Ум и Совесть. В том и вся Психология. Дерзайте!

ГЕННАДИЙ ТУРЕЦКИЙ