Начиная, примерно с IV века н. э., Западная Европа испытывала серьёзные социально-культурные и экономические преобразования. Период перехода от поздней античности к раннему средневековью сопровождался двумя важными событиями, такими как крах Западной Римской империи и Великое переселение народов. Это сопровождалось вторжением различных западных и восточных варварских или не романизированных народов, такими как готы, франки, англосаксы вандалы, гунны и лангобарды. Однако письменные отчеты об этих событиях немногословны, стереотипны и в значительной степени написаны десятилетиями или даже столетиями спустя, потому как сами варвары того периода, не оставили никаких письменных отчётов. Поэтому изучать структуру их обществ приходиться по их археологическим останкам, погребальному инвентарю и обрядам, но они также не многословны и не дают ответов на многие вопросы:
Были ли эти варварские народы родственно связаны или они были образованы случайными союзами различных, слабо связанных между собой групп?
Какую роль в организации этих варварских общин играла биологическая близость и как эти отношения связаны с формами материальной культуры?
А также был ли этот период связан с миграциями на большие расстояния, как это описывали поздние античные авторы?
Одной из таких групп являются лангобарды — древнегерманское племя, также известные как ломбарды или длиннобородые. В начале I века н. э. римский историк Веллей Патеркул, описывая военную экспедицию Тиберия, в которой он сам участвовал около 10 г. н.э., перечислил среди народов, побежденных римлянами, лангобардов. Написав, что это, люди, превосходили даже германцев в дикости». Лангобарды изначально описывались как народ живущий на восточных берегах Эльбы. После ранних упоминаний, лангобарды исчезают из римских текстов. Упоминания о них снова появляются около 490 г. н.э., но они по мнению византийского историка Прокопия, являются христианами под господством герулов, проживающие к северу от Дуная, откуда они затем распространились по римской провинции Паннония, убив короля герулов Родульфа. Паннония была расположена на территориях современных Венгрии, восточной Австрии и территориях бывшей Югославии, к северу от исторической области Далмация. В 568 году н.э. король лангобардов Альбоин привел этнически смешанное население в Италию, где они установили королевство, покрывающее большую часть страны до 774 г. н.э.
Один из немногих текстов тех времён, описывающий социальную структуру и передвижения лангобардов, принадлежит римскому епископу Марию Аваншскому, который утверждал, что король лангобардов Альбоин со своей армией покинул и сжег свою страну Паннонию, а после этого вместе со своими женщинами и всем своим народом оккупировал Италию в фаре». Этимология слово fara неоднозначна, от значения путешествовать, до смешанных воинских частей.
Многочисленные древние кладбища в Паннонии и Италии VI-VII веков, в целом демонстрируют схожие погребальные обычаи и инвентарь, что соответствует историческим данным о миграциях лангобардов. А в новом исследовании учёные изучали геномные данные 63 человек из захоронений Солада в западной Венгрии и Колленьо в Северной Италии. В этой работе целью была не этническая принадлежность отдельных захороненных людей, а изучение социальной организации этих сообществ в целом и их миграций. Потому как этническая идентификация в те времена, была делом добровольным с учётом массового переселения народов.
К примеру, если хочешь быть лангобардом, отращивай бороду и вперёд, а понравилась девушка из алеманнов или герулов, сражайся за эти племена и союзы, разонравилась ушел к вандалам и через Испанию в Африку... Хотя на самом деле всё могло быть гораздо сложнее в зависимости от воспитания и среды обитания. Хотя исследования также показывают, что без родственных связей высокий статус трудно получить.
В результате исследований, оба кладбища демонстрируют схожие генетические наборы, несмотря на расстояние между ними в 820 км.
Большинство захороненных были представителями Центральной и Северной Европы с небольшой примесью финнов, а остальная часть, менее половины, были тосканцы, проживавшие в те времена на территории современной Италии, с примесью иберов из соседнего Иберийского полуострова. Упрощённо их можно разделить на южан и северян. Как в Соладе, так и в Колленьо, генетическая структура отражена в практике погребений, а именно как живые члены сообщества представляют людей, которых они похоронили. Захоронения были организованы вокруг родственников из трех поколений, преимущественно представителей Северной и Центральной Европы. Эти индивиды отличаются от других ещё по ряду признаков, таких как: доступ к питанию с большим количеством животных белков, их могилы занимают видные места на кладбище и самые старые захороненные люди на кладбище также из северян. Интересно и то, что на обоих кладбищах обнаружены лошади без голов. Все взрослые и подростки имели оружие. А женщины к мужчинам присоединялись, вероятно по пути, на это указывают разнообразные генетические и изотопные показатели у них. Также судя по характеру захоронения, группы организовывались вокруг одной с более высоким статусом из северных и центральных регионов Европы. Один из северян в Соладе был вероятно с наиболее высоким статусом, потому как его погребение было самым глубоким и включало весы и лошадь. Помимо этого, поскольку почти все взрослые были не местными, учёные предположили, что это и может быть исторически описанная фара во время миграции.
Оставшаяся часть этого сообщества южноевропейского генетического происхождения, занимает, преимущественно, юго-восточную часть кладбищ, они захоронены в случайно ориентированных могилах с прямыми стенами и без погребального инвентаря, что указывает на то, что они принадлежат к другой социальной группе, но они мигрировали совместно с северянами, согласно изотопам стронция. Хотя отсутствие погребального инвентаря не означает низкий социальный статус.
Оба кладбища хронологически пересекаются с исторически задокументированной миграцией лангобардов из Паннонии в Италию в конце шестого века. Исследователи также подчёркивают, что северяне доминируют как в Соладе, так и в Колленьо, и что генетические данные лангобардов не похожи на современные генетические наборы ни в Венгрии, ни в Северной Италии. Образцы северян из Солада и Колленьо генетически ближе к населению бронзового века к северу от Венгрии, чем к самой Венгрии. А это может указывать на то, что лангобарды до миграций жили к востоку от Рейна и к северу от Дуная, что согласуется с древними текстами и параллельными исследованиями, связанными с другими древнегерманскими племенами. Также подтверждается и тот факт, что если имеются данные о миграциях племён и групп, то это не означает, что те или иные группы генетически однородны. А чем ближе к нашему времени, самоидентификация становится обычным явлением, при отсутствии ярко выраженных внешних отличий.
Создано на основе исследовательской статьи в Nature Communications: Understanding 6th-century barbarian social organization and migration through paleogenomics
doi.org/10.1038/s41467-018-06024-4