Найти тему

Индивуд: американское независимое кино 90-х

.

Американский кинематограф в конце 80-х начале 90-х годов пережил бурный всплеск, связанный, в первую очередь, с успехом на европейских кинофестивалях и с появлением целого пласта новых, интересных, амбициозных режиссеров, чьи фильмы проходили под тэгом кинофестиваля Сандэнс - главного рупора новых независимых.

Ошеломляющий успех американского независимого кино в Европе послужило сильным толчком для развития американского кинематографа в целом. На рубеже 80-х и 90-х три раза подряд американские режиссеры брали главный приз Каннского кинофестиваля: в 1989 году «Секс, ложь и видео» двадцатишестилетнего дебютанта Стивена Содерберга, годом позже «Бартон Финк» Братьев Коэнов и, наконец, «Дикие Сердцем» Дэвида Линча.

За ними последовала целая волна новых молодых режиссеров: Ричард Линклейтер, Кевин Смит, Квентин Тарантино, Хармони Корин, Винсент Галло, Ларри Кларк. Все они пришли в кинематограф в первой половине 90-х и своими первыми фильмами создали инди-волну в американском кинематографе.

У многих из них не было специального режиссерского образования. Так, Квентин Тарантино, который уже вторым своим фильмом «Криминальное чтиво» возьмет золотую пальмовую ветвь в Каннах, получал кинообразование во время работы в видеопрокате. Отчисленный спустя четыре месяца из киношколы, Кевин Смит снял свой первый фильм «Клерки» за мизерные 27 000 долларов и собрал в прокате свыше 3, 5 миллионов, получил главный приз на кинофестивале Сандэнс. Ларри Кларк пришел в кинематограф из фотографии. Не имел специального образования и главный соратник Кларка, сценариста его первого фильма Детки (1995) Хармони Корин, через два года снявший классическую для Индивуда картину «Гуммо» (1997) Но все они мечтали снимать кино. Первые фильмы многие из той инди-волны снимали буквально по цене подержанного автомобиля, занимая деньги у друзей и их же снимая в фильмах. Например, Кевин Смит снимал вечерами и ночами в том же продуктовом магазине быстрого обслуживания, в котором работал сам.

Индивуд – это, скорее стадия развития, временной этап, некоторый набор имен, появившийся на рубеже последних двух десятилетий двадцатого века. Впрочем, эти режиссеры объединены не только временем, но и некоторыми общими темами, схожими чертами. Герои их фильмов – маргиналы: от представителей сексуальных меньшинств («Мала Ноче» 1985 г. реж. Гас Ван Сент, «Нигде» 1997, реж. Грегг Араки) и хастлеров («Мой личный штат Айдахо» 1992, реж. Гас Ван Сент) до преступников («Баффало 66» 1997, реж. Винсент Галло) и простых фриков, не вписавшихся в школьную иерархию («Под кайфом и в смятении» 1994, реж. Ричард Линклейтер, «Слон» 2003, реж. Гас Ван Сент), герои большинства фильмов режиссеров Индивуда молоды, они исследуют юность: от детских травм («Добро пожаловать в Кукольный дом» 1996, реж. Тод Солондз) и подростковой сексуальности («Детки» 1995, реж. Ларри Кларк) до фильмов о поиске молодыми людьми своего места в мире («Страх, тревога и депрессия» 1989 реж. Тод Солондз, «Донни Дарко» 2001 реж. Ричард Келли).

-2

Но не все режиссеры, снявшие свои первые независимые ленты и отнесенные критиками к инди-волне, остались в ней. Инди-кино предполагало малые бюджеты, так что, зачастую, это были именно дебютные фильмы режиссеров. Кевин Смит в беседе, организованной журналом «The Nation» сказал:

«Независимый» кинематограф — это миф. Это всегда было странновато — слышать, как люди говорят: «Да, ты же независимый». За исключением фильма «Клерки» я всегда снимал студийные фильмы — «Тусовщиков из супермаркета» для Universal, «В погоне за Эми» и «Догму» для Miramax, которая теперь стала студией».

Кевин Смит вдохновился смелым и новаторским фильмом «Бездельник» (1990) - дебютной работой Ричарда Линклейтера, еще одной не менее значимой фигурой для инди-волны. После «Бездельника» в 1994 году режиссер снимает «Под кайфом и в смятении» - своеобразный оммаж «Американскому Граффити» Джорджа Лукаса. В этом фильме появляются тогда еще неизвестные актеры Мила Йовович, Бен Аффлек, Мэтью Макконахи. В дальнейшем Линклейтер станет в полной мере независимым режиссером, обзаведется бюджетами покрупнее и получит признание в Европе.

Задумчивый маргинал Гас Ван Сент также удачно влился из контркультуры в мейнстрим. После успешных лент «Аптечный Ковбой» и «Мой личный штат Айдахо» он снимает «Умницу Уилла Хантинга», который в 1997 году гремит на всю Америку: при относительно скромном бюджете в 10 миллионов долларов, фильм собирает в прокате 226, попутно прихватывая несколько престижных премий. Гас Ван Сент, наверное, один из самых удачных примеров сочетания традиций независимого кинематографа и коммерческого успеха. Режиссер, будучи одним из ключевых для Индивуда, стал своим и в Голливуде и в Европе, взяв пальмовую ветвь за фильм «Слон» в 2003 году.

Различие между инди и Голливудом порой совершенно неясно. Это стало одной из особенностей развития инди-движения, особенно в конце 90-х годов, когда крупные студии окончательно осознали коммерческий потенциал малобюджетных фильмов Индивуда. Голливудские мейджоры создавали (или покупали) дочерние студии, существовавшие на полуавтономных правах, специально для фильмов, проходящих под тэгом "инди". Результатом стало то, что граница между Индивудом и Голливудом стала запятнана и размыта.

Вследствие этого некоторые кинокритики утверждали, что инди, как некоторая особенная категория или фаза в пределах более широкого понятия независимого кинематографа, подошла к концу, прежде всего, в результате органичного сосуществования Индивуда и Голливуда.

Отчасти Индивуд стал кузницей кадров для Голливуда, открывая новых режиссеров и актеров. Малые бюджеты и независимость от крупных студий давали возможность независимого высказывания: не было продюсера, контролирующего процесс, не было звезд, диктующих условия. Рубеж 80-х и 90-х стал новой вехой в истории Американского независимого кино, глотком свободы после Рейгановского застоя. Мощное движение, зародившееся на исходе века, не захлебнулось и сейчас: пусть не так ярко, как в девяностых, но появляются новые фильмы Индивуда, прошедшие отбор Сандэнсом. Взять хотя бы недавних номинантов на Оскар «Одержимость» (2013) Дэмьена Шазелла, который был обласкан кинокритиками, и Отрочество (2014) Ричарда Линклейтера, снявший буквально роман-воспитание, до этого были снискавшие популярность ленты Хэшер (2010), Уже не дети (2012), Короли Лета (2013).

Инди-кино – это движение, зародившееся в американском независимом кинематографе на рубеже 80-х и 90-х, и основанное на успехе молодых режиссеров, снявших первые фильмы независимо от крупных студий на весьма небольшие деньги, которых объединял интерес к темам молодости и аутсайдерства, неприятию столповых концепций американской мечты и self-made-man.