О Ледниковом периоде, точнее – о Великом оледенении в истории Земли, написаны миллионы книг и статей, сняты тысячи научно-популярных фильмов и даже диснеевский мультсериал, сразу ставший культовым. Он прочно вошёл в обиход человечества, стал мемом или даже, лучше сказать, частью культурного кода цивилизации. А культурные коды – вещь ох какая устойчивая! Поэтому для начала надо разобраться, как он возник.
Издавна люди находили кости исполинских животных, непохожих на нынешних. В христианских странах их привычно считали остатками тварей, населявших мир до библейского Всемирного потопа. Когда Ной спасался от Потопа, он по совету Бога не взял в свой ковчег некоторых существ, до Потопа живших. Их кости и были погребены под наносами потоков от разверзнувшихся хлябей небесных…
Когда стала развиваться наука Нового времени, она долгое время продолжала объяснять многие геологические образования «следами Потопа». В этом не было чего-то антинаучного. Это не было каким-то реверансом в сторону религии. Ведь и в наше время учёные нередко обращаются к данным мифологии народов мира за информацией о событиях и явлениях прошлого. Пусть эта информация очень специфическая, и приходится сильно стараться, чтобы правильно её расшифровать и истолковать. Но если другой зачастую просто нет?
В те времена, когда библейская мифология была для европейских учёных чуть ли не единственным источником сведений о событиях давнего прошлого, приоритетное обращение к ней было вполне оправданным с научной точки зрения.
К тому же на земной поверхности довольно явственно читаются следы былых катастроф. Многие из них принадлежат землетрясениям и вулканическим извержениям. Но те, что невозможно объяснить действием плутонических сил, относятся, вероятно, к действию текучих вод. Правда, современные водотоки не могли произвести таких разрушений. Но у нас есть исторический источник, свидетельствующий о том, что в прошлом воздействие текучих вод могло быть гораздо сильнее! Это – ветхозаветный миф о Потопе. Так (вполне резонно) рассуждали учёные вплоть до начала XIX века.
Человеком, впервые прочно соединившим миф о Всемирном потопе с наукой о прошлом нашей планеты и её вымерших обитателях, стал великий французский естествоиспытатель Жорж Кювье (1769-1832). По нему выходило, что Земля пережила несколько глобальных катастроф, после которых мир возрождался заново, и Всевышний Творец создавал новые виды живых существ взамен уничтоженных. Последней катастрофой стал Потоп, описанный в Библии. Были и более ранние Потопы, как могли быть катастрофы и другой природы. Детализируя, подробно изучая геологические слои и остатки вымершей фауны, Кювье находил несомненные, по его мнению, следы не менее, чем трёх глобальных катастроф в истории Земли.
В своей периодизации Кювье следовал итальянскому учёному Джованни Ардуино (1714-1795), предложившему в 1759 году на основании своих геологических исследований разделить историю Земли на четыре периода. Так что названия четвертичного и третичного периодов, сохранившиеся до сих пор, ведут своё начало отсюда, а вовсе не так, что «первичным периодом» считался якобы палеозой (или докембрий), а «вторичным» – мезозой. Это уже термины более поздней классификации.
Ардуино полагал, что Потоп, как по Библии, был только один. Поэтому, в других названиях, его периодизация выглядела так: допотопный, потопный, послепотопный и современный (иначе вулканический) периоды. Кювье же дал иную трактовку смене геологических отложений: три Великих потопа, случившихся в разное время.
Палеонтология как наука только зарождалась (кстати, во многом благодаря Кювье), поэтому большинство учёных того времени удовлетворялись объяснением, что в каждый геологический период фауна была едина и неизменна, а после очередного Всемирного потопа она возрождалась заново. Кювье отвергал идеи своего старшего современника Жана Батиста Ламарка (1744-1829), сформулировавшего в 1809 году первую научную теорию эволюции живой природы.
Оба французских учёных творили в ту эпоху, когда рушились троны и дворцы, и на руинах старого мира возникал новый. Атмосфера Великой французской революции налагала неизгладимый отпечаток на научные теории и их восприятие в обществе. Правда, эволюционная теория Ламарка, не оставляющая места «революциям» в истории Земли, неплохо соответствовала духу правления Наполеона I Бонапарта, когда она и появилась. Но уже в эпоху Реставрации она не могла быть проповедуема, ибо противоречила Библии. А теория катастроф Кювье, казалось, лучше с ней согласуется. Хотя Потопов получалось не один, а целых три, но какая разница!
Авторитет Кювье, так или иначе, надолго утвердил в науке теорию, рассматривавшую глобальные катастрофы как решающий фактор, периодически изменявший облик нашей планеты. Главной катастрофой, определившей современный облик Земли, стало считаться ветхозаветное наводнение. Эту первоначальную версию Теории катастроф назовём версией 1.0 – Всемирный потоп.
Но по другую сторону Ла-Манша, в стране, не знавшей революций с XVII века, набирала силу другая научная тенденция. Англичане вообще не склонны воспринимать теории, созданные иностранцами, и этой своей чертой они всегда гордились. А в первой трети XIX века, после сокрушения Наполеона, Англия стала первой в мире промышленной и колониальной державой. Ей теперь предстояло стать законодательницей научного мышления всего мира. И, хотя такой статус предполагал проведение революции в науке, сами научные концепции, конечно, не могли намекать на какие-то революции в Природе. Англичане – эволюционисты по самому своему складу. Созданные ими теории не могли не быть эволюционными. Таковые родились и надолго утвердились в науке. Их авторами стали два знакомых и два тёзки, два Чарльза: Дарвин – в биологии, Лайель – в геологии.
Чарльз Лайель (1797-1875) выдвинул основополагающий (по сей день, и не только в геологии) принцип актуализма: любое явление должно объясняться процессами, протекающими в наше время, если не доказана принципиальная невозможность этого. В дальнейшем принцип актуализма в геологии стал рассматриваться как частный случай общего научного правила Вильяма Окхэма (1285-1349, тоже англичанина): не постулировать дополнительных (избыточных) сущностей неизвестной природы. А Всемирный потоп или какая-то иная вселенская катастрофа – как раз и есть такая избыточная сущность (если отринуть Библию как источник знания), не имеющая современных аналогов. Проще говоря, объясняй неизвестное через известное, а не выдумывай для этого другое неизвестное.
Трёхтомник Лайеля «Основы геологии» вышел в свет в 1833 году. Он содержал богатейший фактический материал и доказывал, что все изменения лика Земли происходили путём медленной эволюции. Труд Лайеля, хотя и не сразу, произвёл переворот в науке. В середине XIX века почти все геологи мира перешли на позиции актуализма. Данный принцип поныне остаётся формально основополагающим в науках о Земле.
Однако спустя всего несколько лет в научном мире произошло малозаметное поначалу событие, явившееся хитрой диверсией под актуализм Лайеля. Хитрой – потому что новая концепция сумела стать неотъемлемой частью современной геологии (и не только её), будучи в то же время отрицанием принципа актуализма в самых его основах. Она привлекает для объяснения событий прошлого вроде бы известный в наше время процесс, но раздувает его масштабы во много раз, превращая его в подобие катастрофы. Речь идёт о ледниковой теории. Она стала апгрейдом Теории катастроф, её версией 2.0 – Великое оледенение.
Продолжение следует