Какой на сегодняшний день самый распространённый взгляд на российский кинематограф? Ответ очевиден: каждый второй знает, что отечественное кинопроизводство не занимает лидерских позиций. А занимало ли вообще? Ответ - однозначно, да! И речь не о комедиях Гайдая или утопиях Данелии. Мировая слава приходила гораздо раньше.
В далёкие 1920-е на сцену российского, а впоследствии и мирового кинематографа вышел Сергей Михайлович Эйзенштейн. Как и многие советские киноделы, он поначалу занимался театром: был художником-декоратором, потом сопостановщиком, а затем и главным режиссёром и художественным руководителем. Своим учителем он считал В.Э.Мейерхольда. Неудача одной из постановок (спектакль "Противогазы") приводит его выводу об устарелости театра, и вместе со своими единомышленниками Эйзенштейн переключается на кинематограф.
1925 году к 20-ому дню рождения первой революции в России Эйзенштейн презентует картину "Броненосец" Потемкин"", ошеломивший публику своим новаторством.
"Броненосец" Потемкин"" - это немой художественный исторический кинофильм, повествующий о знаменитом бунте матросов на одном из кораблей Черноморской флотилии. Действие картины разворачивается в Одессе, а одна из ключевых сцен происходит на одесской лестнице. Эта сцена поражает революционным для того времени монтажем. Кадр со скатывающейся по ступеням коляской, в которой ревёт младенец, был впоследствии отражён в десятках фильмах, в том числе и современных. Эта одна из самых популярных сцен в мировом кино.
Фильм, безусловно, является ярчайшей пропагандой идей революции. Интертитры пестрят словами и выражениями а-ля Владимир Ильич, а к нему и его деятельности можно относиться по-разному. Однако отрицать художественные достоинства советской киноленты по меньшей мере глупо. Талантливые актёры в главных ролях, прекрасная операторская работа, органичное музыкальное сопровождение, невероятная грандиозность массовых сцен на суше и дальних планов на море - все эти обстоятельства делают фильм обязательным к просмотру тем, кто окончательно не хоронит отечественный кинематограф и верит в талантливых русских режиссёров.
В 1958 году "Броненосец" Потемкин"" был удостоен лидерства в топе 12 лучших кинолент всех времен и народов согласно международному анкетированию кинокритиков в Брюсселе, а меньше 10 лет назад расположился на третьем месте в перечне журнала Empire "100 лучших фильмов мирового кинематографа".
- Если статья была полезна и интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал KINOSOФIЯ
- Литература: wikipedia.org; Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н., Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.