Найти в Дзене
kudelya

По поводу крушения поезда № 103

Оглавление

Подробности крушения (Из опросов пострадавших и кондукторов поезда) // Власть труда, 1925, 28 марта, С. 5

Когда поезд вышел со станции Слюдянка, то о снежном обвале ничего не было известно.

Около часа ночи пассажиры почувствовали толчки вагонов, причем некоторые еще шутили — «не бойся, это крушение». Не прошло и минуты, как получился страшный толчок, часть вагонов полетела под откос, паровоз врезался в лед Ангары. В третьем вагоне от паровоза остались живыми только двое.

Обвалилось до 50 куб. саженей снега.

Оба пути засыпаны на протяжении 30 саженей толстым (до сажени) слоем снега. Три классных вагона оказались разбитыми вдребезги, один вагон подброшен на паровоз. От толчка котел паровоза взорвался, кипяток обварил пассажиров. Некоторые из пассажиров обезображены так, что их узнать не возможно.

В ночной темноте, среди снежного обвала в две сажени высотою творился кошмар... Крики о помощи, душу раздирающие вопли придавленных, раненых и ... разграбление вещей пострадавших.

Кочегар паровоза убит наповал, машинист жив, но от переживаний сошел с ума.

Всего раненых насчитывается до 80 человек, убитых 16, причем есть основания полагать, что часть жертв еще погребена под обвалом.

Состав экстренной помощи прибыл на место крушение в 4 часа 30 минут. До этого времени группа оправившихся от страха пассажиров уже оказывала посильную помощь пострадавшим.

Раненые отправлены в Иннокентьевскую больницу.

Расчистка пути закончится сегодня.

Поезд был значительной величины: 8 классных вагонов (из них один — вагон наркомфина); 21 груженных и 10 порожних вагонов.

На место крушения выехал специальный сотрудник редакции. Подробности в следующем номере.

Подробности крушения // Власть труда, 1925, 29 марта, С. 5

На вспомогательном поезде — на место крушения. С нами представители дорожных служб, общественных организаций, ДТО-ГПУ. Разговоры только об одном. О крушении.

Старые служаки со времени постройки «Забайкалки» не помнят такой катастрофы.

До Михалева доехали в 35 минут. Приподнятое настроение. Едем скоро — хочется еще скорее. Дорожный агент с площадки показывает в даль рукой — «видите, где свалился состав»? — Гляжу долго.

Сперва ничего не замечаю. Но вот еще полверсты, — и черные пятна уже явственно вырисовываются под бегущим навстречу откосом.

Сто саженей... пятьдесят. Теперь уже видно все.

Стоп! — Выскакиваем из вагона.

***

Первое впечатление — трупы. Исковерканные, изломанные, изверченные куски мяса. Разобрать — ничего нельзя. Грудой толпятся рабочие. Молча, без обычных прибауток, — делают свое дело.

Железная дорога на месте крушения делает крутой поворот, огибая вокруг горы.

В верху крутая, обрывистая скала. В низу — уже разбросанные по сторонам — груды свалившегося снега,

— Да... не мало, ни маленько — триста пятьдесят кубов свалилось! — говорит кто-то.

Видны следы обвала и на горе...— деревья как будто срубленные оставили широкую лесную просеку — стволы, сучья, щепы разбросаны кругом.

Под откосом

Сперва различаю только груду железа, досок, тряпок, труб. Все перемешано, перевернуто, перекалечено. Спускаюсь в низ. Взору рисуется ужасная картина.

Внизу состава — паровоз... вернее — остатки паровоза. Сохранилась только труба и передние колеса. Шесть вагонов — перемещались в кучу.

Вот как это, вероятно, случилось, — рассказывает начальник службы пути: паровоз шел по кривой — и врезался в толщу снега. Весь обвал был паровозом пройден и уже миновавши снег... он сошел с рельс, и в силу инерции — свалился под откос, — увлекая за собою вагоны. Ну, а при падении уже понятно первые вагоны попадали вниз... и их-то сильнее и раздробили вагоны, шедшие сзади.

Но задние вагоны пострадали меньше, чем остальные. Лучше всех уцелел наркомфиновский вагон. Ценности увезены в город. Уцелели даже два стекла в рамах. В середине — форменная каша. Приехавшие слесаря звенят инструментами, вытаскивая труп убитого кочегара.

В пятнадцати саженях — Ангара. Здесь она не ставала. На льду разбросаны бутылки, тряпки. Уцелевшие санки, измазанные в крови, — валяются невдалеке.

Заглядываю под вагон: ковриги хлеба, рассыпанная брусника — кровь. Рядом что-то кричат.

Вытащили...

Вытащили, — обваренный весь, — сейчас замерз, как сосулька.

Интересуюсь участью машиниста.

Что же машинист?

У двери он стоял. Когда получился толчок, — ну и вылетел он под откос... так, как закуривал, — вместе с папиросой. Остался жив, но сошел с ума.

У берега — полынья. Должно быть, бежала вода из котла и растопила дед, — накипела, как наледь.

— А уж пошпарило-то — разговаривают невдалеке: как, это, со вспомогательным первым приехали, так много обваренных повытаскивали.

Стучат молотки, лопаты... Разворачивают щепы.

«Вылезай, брат, приехали!»

Нужно стащить верхний, громадный вагон. Канаты от вспомогательного поезда прицепляются к колесам вагона. Эй, разойдись! Гудок. Канаты натягиваются, как стальные. Остов вагона — дрожит... Дребезжат железные листы, сыпется прессованная пробка. Р-раз, — два!! Колеса катятся под низ.

Поберегись! Верхний вагон стащен. В самых дверях нижнего вагона сидит труп. Железная скоба, вогнувшись, — вдавилась в плечо, — разрезав туловище на две половины. Внизу виднеется еще чья-то рука. Тут же в углу — полушубок, мешок... какие-то бутылки.

— Вот тебе и наторговал... Купец, должно быть, — снимают труп рабочие: «эй, вылезай, брат, приехали»!

У костра

В стороне у костра греются рабочие. Ветер холодный. Что-то рассказывают...

— А ты послушай, — спервоначалу я тут, с первого дня работаю, — размахивает один: как приехали мы сюда с первым поездом, — часов так должно в пять… Здесь уже горели костры, раненых уже повытаскивали, — которых на линию, которых на разъезд.

— Ну, вот, с первым вспомогательным, значит, ж услали один вагон тяжело раненых и два вагона легко раненых. Также в трех вагонах увезли в город здоровых.

— «А кто в город первым сообщил?

— В город первый? — Надсмотрщик телеграфа Макаров ехал... Он и сообщил. Пробовал он сперва связаться поездным телеграфом. Не удалось. Тогда убежал он на Подорвиху (разъезд) — и сообщил по фанофору в Иркутск

Так...

Интересуюсь, были ли хищения.

— Нет хищений не было, сразу охрану удалось поставить. — Спрашиваете, что рассказывали потерпевшие? — Так, что они могли рассказывать. Спали все.

— Первым свалился паровоз, — на него вагон Наркомфина... а там и другие друг на друга попадали. Задние же товарные вагоны остались невредимы и уведены на Байкал.

«Интересно... Вот убитые…» все опознаны?

«Какое все! Ни одного не опознано, ни документов, ничего не могли найти».

Вечереет. Гудки. Сейчас обратно в Иркутск.

***

По заявлению управления дороги данное крушение является исключительным по количеству своих жертв. В истории Заб. жел. дороги не было ни одного подобного случая. Правда, обвалы на дороги бывали каждую зиму, — но незначительные. В управление дороги и в ред. «Вл. Труда» поступают запросы, не виновата ли администрация пути.

Трудно сказать. Вернее всего, что нет. Служащие дороги заявляют, что администрацию ни в коем случае винить нельзя. Участок для обхода большой (3 версты) — А обвал мог произойти каждую минуту. К тому же — незадолго перед крушением по этой же линии был пропущен пассажирский поезд. Но выяснению причины катастрофы работает специальная дорожная комиссия.

Д. Зотов.

О крушении // Власть труда, 1925, 31 марта, С. 5

Сейчас дорожной комиссией продолжается следствие о подробностях и причинах крушения.

Позавчера, 29-го марта, на место крушений выезжала вторая дорожная чисто техническая комиссия. Был обследован откос горы, с которого свалился обвал. Площадь, с которой свалился обвал занимает до 1000 квад. сажен. От верхней точки обвала до полотна железной дороги — 100 сажен. Был произведен дополнительный технический, осмотр состава, свалившегося под откос. Из обломков извлечены рельсы, — вместе с вагонами сдернутые с пути.

Произошел ли обвал в момент проезда поезда, или же до проезда, — еще не установлено. Существует мнение, что поезд врезался в толщу снега, — и, спрессовав под собой снег, — не пройдя обвала, выскочил из рельсовой колен, продолжая двигаться по инерции вперед.

Всего убитых 15 человек и раненых 80. Все раненые увезены в Иннокентьевскую больницу.

Участь машиниста точно еще не определена, ввиду того, что он отправлен в Слюдянку. Предполагают, что у машиниста могло быть чисто нервное потрясение. Установлено, что у него были припадки. Поездная бригада — вся уцелела.

З.

Что с машинистом поезда № 103? // Власть труда, 1925, 2 апреля, С. 5

В беседе с машинистом поезда, потерпевшего крушение т. Соколовым, нельзя было заметить у него психоза. Однако, по его рассказам видно, что ненормальность все же есть.

Говорит, что обвал заметил в 5-ти саженях закрыл регулятор.

И тут-то началось то страшное, что трудно передать. «Помню, что какая то доска оттолкнула меня в развернутый тендер с паровозом, и я очутился на льду в 15 саженях от паровоза. Выскочить было нельзя, так как брезентовая дверь была завязана.

А дальше, я долгое время находился в каком-то странном состоянии. Помню, что появилась администрация, — я овладел собой. Это было в седьмом часу, когда прибыл первый вспомогательный поезд».

В 6 часов вечера товарищи проводили его на поезд в Слюдянку.

Т. Соколов перенес вторую встряску. Первая была в 1918 году, когда, отступая под Посольской, паровоз попал под обстрел и товарищи считали его уже погибшим.

Пока т. Соколов находится в слюдянской больнице. Врачи говорят, что эта нервная встряска у него пройдет.

Левицкий

По поводу крушения поезда № 103 // Власть труда, 1925, 3 апреля, С. 3

Товарищ редактор!

В интересах восстановления истинной картины крушения поезда № 103, на 44 версте Забайкальской ж. д., сообщаем нижеследующее:

25 марта 1925 г. поезд № 103 в 20 ч. 30 мин. московского времени отправился со ст. Байкал на ст. Михалево, и на 44 версте потерпел крушение, вследствие наезда на снежный обвал.

Поезд следовал в составе: — паровоз нормального типа, 4-х осный вагон специального назначения Наркомфина, занятый обслуживающим персоналом, 4-х осный порожний вагон, шесть двухосных пассажирских вагонов типа IV класса, 20 груженых крытых обыкновенных, 10 порожних вагонов и один задний груженный крытый вагон.

Поезд в вышеуказанном составе был принят с Читинской жел. дор. за исключением переднего специального вагона, который прицеплен на ст. Танхой.

На 44 версте путь проходит по берегу реки Ангары, причем с левой стороны, считая по ходу поезда, расположены горы, покрытые редким лесом, крутым склоном обращенные к реке.

В месте снежного обвала имеется распадок, покрытый редким лесом и пнями; длина этого распадка, считая от полотна дороги, 124 саж.

Общая площадь, с которой произошел снежный обвал, примерно, 1800 кв. с., а объем свалившейся снежной массы — 220 куб. саж.

Имеется основание предполагать, что главная масса снега упала па путь всего за несколько минут до прохода № 103.

Путь на 44 вер. Охранялся обвальным сторожем, вступившим в дежурство в 13 час. московского времени; по его показанию, он до прихода поезда был с осмотром и ничего внушающего опасения не заметил.

Самая картина схода поезда с рельс рисуется следующим образом: при наезде на кривой части пути на снег, паровоз спрессовал его; колеса приподнялись над головкой рельса. Не сдерживаемый ребордами колес о головку рельса, паровоз начал двигаться прямолинейно к откосу в сторону реки, скатился под откос на лед и увлек за собой два четырехосных вагона и три пассажирских вагона типа IV кл.

Следующие классные вагоны остались на полотне, причем первые два были стянуты с рельс обоими скатами, а последний — передним скатом; все остальные вагоны остались на рельсах. При ударе падающим четырехосным вагоном в будку машиниста на паровозе, последняя наклонилась вперед и ею был разбит сухопарник парового котла; в образовавшееся отверстие, диаметром 102 мил. начал выходить пар, который причинил ожоги пассажирам, благодаря чему, значительно увеличилось число пострадавших при происшествии.

При падении под откос — все четыре вагона, в том числе и три вагона с пассажирами разбиты. Всего пострадало при происшествии: убитых 15 человек, тяжело раненых и обожженных паром — 32 человека и легко раненых и обожженных — 66 человек.

Из поездной прислуги пострадали: кочегар — убит, помощник машиниста — обварен паром, и два проводника тяжело ранены.

Главным кондуктором поезда тотчас же были приняты меры к оповещению станции Байкал и Иркутск по телефону о происшедшем крушении и заявлению требования помощи.

Вспомогательные поезда были отправлены: первый санитарный со ст. Иркутск в 0 часов 15 минут московского времени 26 марта и второй, технический из Иннокентьевской в 1 час московского времени.

Пострадавшие были доставлены в Иннокентьевскую железнодорожную больницу в 8 часов утра московского времени.

Расследование всех обстоятельств происшествия производится специальной комиссией под председательством начальника дороги. Комиссией установлено, что основная причина происшествия — снежный обвал, стихийное явление.

Уполнаркопуть и Начальник дороги Романов.

Начальник ДТООГПУ Феттер.

1 апреля 1925 г.