По содержанию это четыре Евангелия на латинском языке. Всего-то. А вот по оформлению… Эту книгу считают ценнейшем произведением искусства средневековья. Каждая ее страница украшена иллюстрациями и орнаментами. Монахи постарались на славу, выполняя росписи.
Книга написана черными, красными, пурпурными и желтыми чернилами на пергаменте. Содержит 340 листов, еще 30 листов, предположительно, были утеряны. Скорее всего, она использовалась для торжественных богослужений, а не для повседневного чтения.
Келлская книга храниться в Дублине в библиотеке Тринити-колледжа. Исследователи предполагают, что манускрипт был создан приблизительно в 800 г н. э. в монастыре св. Колумбы (ирландский святой) на острове Айона. Но позже на монастырь напали скандинавы, которые в ту пору совершали набеги на поселения Западной Европы. Пришлось монахам бежать в Ирландию, прихватив среди прочих ценность иллюстрированные Евангелия. Монахи нашли пристанище в Келлском аббатстве, поэтому книга и получила такое название.
Хранилась она там довольно долго, пока в 1006 году ее не украли. Вор стащил произведение искусств вовсе не потому, что жаждал прочитать все четыре Евангелия или был ценителем кельтских узоров. Оклад книги украшали драгоценные камни и золото. Через несколько месяцев книгу нашли под дерном, но уже без оклада.
Манускрипт вернули на место, и он продолжал храниться в Келлсе до 1654 года, пока кавалерия Кромвеля не заняла церковь. Тогда глава города приказал, на всякий случай, отослать ценную реликвию в Дублин, для безопасности. В 1661 году дублинский епископ передал келлскую книгу Тринити-колледжу в качестве подарка. Так она попала в библиотеку, где и находится по сей день. Экспозицию, посвященную книге, можно посетить, приобретя билет.
За все время хранения книгу не один раз переплетали и реставрировали. В результате этих работ некоторые иллюстрации были повреждены, но в целом старинный ирландский манускрипт неплохо сохранился.
В написании текста келлской книги применяются преимущественно прописные буквы, но иногда встречаются и строчные (их называют минускулами). В самом тексте часто встречаются художественные украшения букв. Иллюстрации, которые сопровождают текст, выполнены в очень сложной технике. В них присутствуют зеленый, красный, пурпурный, черный, сиреневый и другие цвета. Серебро и золото при этом не использовались.
Для таких красивых иллюстраций необходимы были стойкие пигменты. Их собирали со всей Европы, а ляпис-лазурь привезли с территорий нынешнего Афганистана. Поражает тонкость и замысловатость узоров. Некоторые настолько мелкие, что их можно увидеть только через лупу, но во время написания этой книги увеличительные стекла еще не использовались, их просто не было в Европе. Дизайн узоров из келлской книги применяют и сегодня в ювелирных работах. Многие варианты берут для тату и других целей.